Нижний Новгород |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А11-3368/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Хромовой Д.С. (доверенность от 22.02.2018 N ДЦТ-574-03-12)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2017,
принятое судьей Хитевой А.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А11-3368/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (ИНН: 3302021309, ОГРН: 1053303600019)
к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области
о признании недействительным предписания,
третьи лица - публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго", Карселадзе Виктор Серопянович,
и установил:
публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Владимирэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 15.03.2017 N ДЦТ-756-03-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья"), Карселадзе Виктор Серопянович.
Решением суда от 17.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 решение оставлено без изменения.
ПАО "Владимирэнергосбыт" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 12, 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Методические указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), заявитель жалобы указывает, что земельный участок, принадлежащий потребителю, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, не может использоваться для хозяйственно-бытовых нужд; изначально заявка на присоединение энергопринимающих устройств была подана не физическим, а юридическим лицом и была исполнена сетевой организацией; исходя из мощности энергопринимающих устройств потребителя он не может быть отнесен к тарифной группе "население", и правомерно отнесен к тарифной группе "прочие потребители"; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве согласилось с доводами заявителя.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя, пояснили, что факт отсутствия коммерческой деятельности на территории урочища Федосино подтверждается протоколом осмотра территории, составленным сотрудниками налоговых органов.
ПАО "Владимирэнергосбыт" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Карселадзе В.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил; отзыв на кассационную жалобу не представил.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 13.02.2017 по 15.03.2017 в целях проверки информации, изложенной в обращении гражданина Карселадзе В.С., на основании приказа руководителя от 08.02.2017 N 33 Департамент провел в отношении ПАО "Владимирэнергосбыт" внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения установленного порядка ценообразования на электрическую энергию при предоставлении услуги потребителю Карселадзе В.С.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.03.2017.
По окончании проверочных мероприятий Департамент 15.03.2017 выдал ПАО "Владимирэнергосбыт" предписание N ДЦТ-756-03-19, в котором обязал в срок до 31.03.2017 устранить выявленные нарушения: произвести перерасчет размера платы за электрическую энергию Карселадзе В.С. за период с 01.10.2016 по 31.01.2017 по тарифам для потребителей, относящихся к тарифной группе "население", установленным постановлениями Департамента от 25.12.2015 N 54/4 и от 20.12.2016 N 47/54.
Общество посчитало предписание уполномоченного органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23, пунктом 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Методическими указаниями N 20-э/2, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание Департамента соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ПАО "Владимирэнергосбыт", и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 23 Федеральный закон N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федеральный закон N 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766 "Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области" (далее - Положение) органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) является Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, осуществляющий, в том числе, региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых им цен (тарифов) и соблюдением организациями индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица области установленного порядка ценообразования (пункты 1.1, 2.1.25 Положения).
В пункте 2.1.29 Положения за Департаментом закреплена функция по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов).
Согласно постановлению Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 27.11.2015 N 48/102 "Об утверждении административного регламента исполнения департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых им цен (тарифов) и проведению проверок хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов)" Департамент имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов).
Следовательно, оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах его полномочий.
В пункте 27 Методических указаний N 20-Э/2 установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), а именно: базовые потребители, население, прочие потребители.
К тарифной группе "базовые потребители" относятся потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.
В приложении N 1 к Основам ценообразования установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам):
1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, 01.10.2016 ПАО "Владимирэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и Карселадзе В.С. (потребитель) заключили договор энергоснабжения N 5832 для объекта "Егерьский кордон "Федосино".
Согласно пункту 2.1 договора от 01.10.2016 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности потребителю, и через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется принимать и оплачивать принятую электрическую энергию (мощность), а также оказанные услуги, в объеме и на условиях, предусмотренных договором.
Указанный договор Общество заключило с Карселадзе В.С. как с физическим лицом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.05.2016 регистрационная запись N 33-33/017-33/017/004/2016-685/2 жилые дома, хозяйственные постройки, а также электрооборудование, находящиеся на территории Егерьского кордона "Федосино", принадлежат гражданину Карселадзе В.В. на праве собственности.
Гражданин Карселадзе В.С. и члены его семьи используют электрическую энергию исключительно в личных (некоммерческих) целях, для обеспечения коммунально-бытовых нужд, обслуживания находящихся на территории Егерьского кордона "Федосино" объектов временного проживания.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Карселадзе В.С. как физическое лицо относится к тарифной группе "население", и ПАО "Владимирэнергосбыт" надлежало производить с гражданином Карселадзе В.С. расчеты за электрическую энергию по тарифам (ценам), установленным Департаментом для тарифной группы "население и приравненные к нему категории потребителей".
Следовательно, у Департамента имелись основания для выдачи Обществу оспоренного предписания; предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных полномочий, по вопросу, отнесенному к его компетенции, соответствует закону, является мотивированным и не нарушает права и законные интересы Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по оплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 по делу N А11-3368/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" в доход федерального бюджета 1500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 23 Федеральный закон N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федеральный закон N 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
...
В пункте 27 Методических указаний N 20-Э/2 установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), а именно: базовые потребители, население, прочие потребители."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2018 г. N Ф01-1386/18 по делу N А11-3368/2017