22 декабря 2017 г. |
А11-3368/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (600000 г. Владимир, ул. Разина, д. 21; ОГРН 1053303600019, ИНН 3302021309)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2017
по делу N А11-3368/2017,
принятое судьей Хитевой А.Н.
по заявлению публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" о признании недействительным предписания Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 15.03.2017 N ДЦТ-756-03-19,
при участии в судебном заседании представителя:
публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" - Старковой Н.Б. по доверенности от 12.07.2017 N 84 сроком действия до 31.12.2017;
Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области - Ефимовой Ю.Ю. по доверенности от 05.12.2017 до 31.12.2017;
Карселадзе Виктора Серопяновича - Платоновой В.А. по доверенности от 28.09.2017 сроком действия три года, т.2. л.д. 137;
публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" - Осипчук А.С. по доверенности от 13.10.2017 N 289 сроком действия до 01.06.2018,
и установил:
публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Владимирэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) от 15.03.2017 N ДЦТ-756-03-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго" (далее- ПАО "МРСК Центра и Приволжья"), Карселадзе Виктор Серопянович (далее- Карселадзе В.С.).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Владимирэнергосбыт" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что предписание Департамента от 15.03.2017 N ДЦТ-756-03-19 не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и нарушает экономические интересы ПАО "Владимирэнергосбыт" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители ПАО "Владимирэнергосбыт" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Департамента и Карселадзе В.С. указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что в период с 13.02.2017 по 15.03.2017 с целью проверки информации, изложенной в обращении гражданина Карселадзе В.С., на основании приказа руководителя от 08.02.2017 N 33 Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области провел в отношении ПАО "Владимирэнергосбыт" внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения установленного порядка ценообразования на электрическую энергию при предоставлении услуги потребителю Карселадзе В.С.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.03.2017.
15.03.2017 по окончании проверочных мероприятий Департамент выдал ПАО "Владимирэнергосбыт" предписание N ДЦТ-756-03-19, которым обязал в срок до 31.03.2017 устранить выявленные нарушения: произвести перерасчет размера платы за электрическую энергию Карселадзе В.С. за период с 01.10.2016 по 31.01.2017 по тарифам для потребителей, относящихся к тарифной группе "население", установленным постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2015 N 54/4 и от 20.12.2016 N 47/54.
Посчитав предписание уполномоченного органа от 15.03.2017 N ДЦТ-756-03-19 незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, от 04.05.2012 N 442, приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены "Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 1) и "Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", определяющие основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотренных Основами ценообразования (пункт 1).
В соответствии с пунктом 63 Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766 "Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области" (далее - Положение) органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) является Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, осуществляющий, в том числе, региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых им цен (тарифов) и соблюдением организациями индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица области установленного порядка ценообразования (пункты 1.1, 2.1.25 Положения).
Пунктом 2.1.29 Положения за Департаментом закреплена функция по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов).
Согласно постановлению Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 27.11.2015 N 48/102 "Об утверждении административного регламента исполнения департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых им цен (тарифов) и проведению проверок хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов)" Департамент имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов).
Следовательно, оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах его полномочий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Пунктом 27 Методических указаний установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), а именно: базовые потребители, население, прочие потребители.
К тарифной группе "базовые потребители" относятся потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.
Приложением N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Приложение N 1 Постановления N 1178) установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам):
1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
5, Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что 01.10.2016 ПАО "Владимирэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и Карселадзе В.С. (потребитель) заключили договор энергоснабжения N 5832 для объекта "Егерьский кордон "Федосино".
Согласно пункту 2.1 договора от 01.10.2016 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности потребителю, и через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется принимать и оплачивать принятую электрическую энергию (мощность), а также оказанные услуги, в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Указанный договор Общество заключило с Карселадзе В.С. как с физическим лицом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.05.2016 регистрационная запись N 33-33/017-33/017/004/2016-685/2 жилые дома, хозяйственные постройки, а также электрооборудование, находящиеся на территории Егерьского кордона "Федосино", принадлежат гражданину Карселадзе В.В. на праве собственности.
Как выяснил суд первой инстанции, гражданин Карселадзе В.С. и члены его семьи используют электрическую энергию исключительно в личных (некоммерческих) целях, для обеспечения коммунально-бытовых нужд, обслуживания находящихся на территории Егерьского кордона "Федосино" объектов временного проживания.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Действующим законодательством не ограничен перечень оборудования, для обеспечения электроснабжения которого, гражданами может приобретаться электрическая энергия. Ограничение установлено лишь для целевого назначения электроэнергии - на коммунально-бытовые нужды.
При установленных обстоятельствах и совокупности представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что Карселадзе В.С. входит в тарифную группу "Население".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии", в силу пункта 5 которых на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также поставка электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям, определенным в пункте 65(1) настоящего документа, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Владимирской области для потребителей, относящихся к тарифной группе "Население" и приравненных к нему категории потребителей, постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2015 N 54/4 и от 20.12.2016 N 47/54 утверждены регулируемые цены (тарифы) на электроэнергию на 2016-2017 годы.
Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и приравненных к нему категорий потребителей тариф на электроэнергию составляет в пределах социальной нормы потребления с 01.07.2016-2,84 руб./Квт*ч, с 01.01.2017 -30.06.2017 - 2,84 руб./Квт*ч, сверх социальной нормы потребления с 01.07.2016-31.12.2016 -3,36 руб./Квт*ч, с 30.06.2017 - 3,36 руб./Квт*ч.
При таких обстоятельствах ПАО "Владимирэнергосбыт" надлежало производить с гражданином Карселадзе В.С. расчеты за электрическую энергию по установленным Департаментом тарифам (ценам) для тарифной группы "Население и приравненные к нему категории потребителей".
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что у Департамента имелись основания для выдачи Обществу предписания 15.03.2017 N ДЦТ-756-03-19, поскольку ПАО "Владимирэнергосбыт" допущено нарушение положений действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд полагает, что оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных полномочий, по вопросу, отнесенному к его компетенции, соответствует вышеизложенным положениям закона, является мотивированным.
Законное предписание уполномоченного органа не может нарушать чьи-либо права и законные интересы.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2017 по делу N А11-3368/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
При подаче настоящей апелляционной жалобы Обществу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения настоящей апелляционной жалобы суд взыскивает с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2017 по делу N А11-3368/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (600000 г. Владимир, ул. Разина, д. 21; ОГРН 1053303600019, ИНН 3302021309) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3368/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2018 г. N Ф01-1386/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Владимирская энергосбытовая компания"
Ответчик: Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области
Третье лицо: Карселадзе Виктор Серопянович, ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ"