г. Нижний Новгород |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А43-11268/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 14.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителя
от ООО "Волжское течение": Севастьянова И. Н. (доверенность от 01.04.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Флот" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2017, принятое судьей Санинским Р.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017, принятое судьями Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., по делу N А43-11268/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью Логистическая компания "Волжское течение" (ИНН: 5262298496, ОГРН: 1145262002808)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Флот" (ИНН: 6164297560, ОГРН: 1106164002394
о взыскании задолженности и процентов
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Строй-Флот"
к обществу с ограниченной ответственностью Логистическая компания "Волжское течение"
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Логистическая компания "Волжское течение" (далее - ООО ЛК "Волжское течение") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Флот" (далее - ООО "Строй-Флот") о взыскании 708 000 рублей задолженности по договору фрахтования и 56 571 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.06.2016 по 21.04.2017.
Исковые требования основаны на статьях главы 10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьях 15, 307, 309, 310, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением арендатором обязанности по внесению платы по договору от 23.05.2016 N 23/05.
ООО "Строй-Флот" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области со встречным иском к ООО ЛК "Волжское течение" о взыскании 409 810 рублей неосновательного обогащения, из которых 54 810 рублей - стоимость остатка топлива на судне при возврате транспортного средства из тайм-чартера, 30 000 рублей - стоимость холодильника, приобретенного ответчиком в период действия договора субаренды, 325 000 рублей - стоимость топлива, оплаченного ответчиком агенту истца (обществу с ограниченной ответственностью "МА Стар Шиппинг") по устной договоренности сторон в счет оплаты арендных платежей. Исковые требования основаны на статьях 410 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 22.09.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017, взыскал с ООО "Строй-Флот" в пользу ООО ЛК "Волжское течение" 597 750 рублей долга и 47 602 рубля 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, в удовлетворении встречных требований ООО "Строй-Флот" отказал.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Строй-Флот" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Податель жалобы настаивает на том, что в рассмотренном случае факт наличия неосновательного обогащения ООО "Волжское течение" за счет ООО "Строй-флот" надлежащим образом подтвержден, срок исковой давности применен неверно, а потому встречные требования ООО "Строй-флот" отклонены судом необоснованно.
Заявитель жалобы, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО ЛК "Волжское течение" указал на ошибочность позиции ООО "Строй-флот" и попросил оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и заслушав представителя ООО ЛК "Волжское течение", окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды первой и апелляционной инстанций, собственником спорного буксира является общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская логистическая компания" (свидетельство о праве собственности на судно МС-IV N 002925), которая передала имущество ООО ЛК "Волжское течение" по договору аренды от 20.05.2016 N 20-05, в условиях которого установлена возможность передачи буксира в субаренду.
ООО ЛК "Волжское течение" (судовладелец) и ООО "Строй-Флот" (фрахтователь) заключили договор от 23.05.2016 N 23/05 фрахтования буксира на время (тайм-чартер), по условиям которого судовладелец сдает буксир "ОТА-890" (регистрационный номер 126469), а фрахтователь принимает в тайм-чартер указанное судно согласно назначению и возможности буксира. Технические и эксплуатационные характеристики судна приведены в приложении N 1 к договору (пункт 1.4 договора).
Судно сдается в тайм-чартер в порту Ростов-на-Дону и возвращается из него в порт Ростов-на-Дону в опционе фрахтователя. Начало тайм-чартера исчисляется с даты подписания акта приема-передачи, окончательный срок исчисляется по данным акта приема-передачи из тайм-чартера (пункты 1.2 и 1.3 договора).
В силу параграфа 4 договора ставка арендной платы определена в 63 000 рублей в сутки. Началом оказания услуг считается момент подписания акта приема-передачи в тайм-чартер, окончанием услуг - момент подписания акта приема-передачи из тайм-чартера.
Фрахтователь в течение трех банковских дней с момента подписания договора осуществляет предоплату за десять суток тайм-чартера судна на основании выставленного судовладельцем счета, в размере 630 000 рублей.
Последующий расчет (начиная с 11-х суток тайм-чартера) осуществляется по предоплате в течение трех банковских дней с момента выставления счета. Окончательный расчет производится в течение двух банковских дней с момента подписания акта приема-передачи судна из тайм-чартера путем перечисления денежных средств фрахтователем на расчетный счет судовладельца.
Буксир передан ООО "Строй-флот" в удовлетворительном состоянии 23.05.2016 в 22 часа 00 минут и возвращен фрахтователем 23.06.2016 в 04 часа 00 минут.
Основанием для обращения ООО ЛК "Волжское течение" в Арбитражный суд Нижегородской области явилось ненадлежащее исполнение ООО "Строй-флот" обязанности по внесению платы за пользование буксиром. Основанием для обращения со встречными требованиями явилось приобретение фрахтователем дополнительного оборудования для буксира, возврат судовладельцу судна с остатками топлива и оплата агенту судовладельца за бункеровку буксира.
В кассационном порядке обжалуются принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, которые фрахтователь основывал на статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу указанной нормы лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
ООО ЛК "Волжское течение" до принятия решения по делу заявило о пропуске ООО "Строй-Флот" срока исковой давности.
На основании статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако законодательно установлены и сокращенные сроки исковой давности. В частности, в статье 408 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации указано, что к требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии, применяется годичный срок исковой давности. Указанный срок исчисляется по требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера и бербоут-чартера, - со дня возникновения права на иск.
В рассмотренном случае, как правильно указал суд апелляционной инстанции, спорные правоотношения сторон возникли из договора от 23.05.2016 N 23/05 фрахтования буксира на время (тайм-чартер) и требования связаны с пользованием и возвратом арендованного судна.
В сделке предусмотрено, что дополнительное оборудование и топливо на время аренды судна приобретается фрахтователем за свой счет (пункты 3.3 и 3.8 договора). Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций после оценки условий договора фрахтования и пришли к выводу о том, что из них не следует, что оплата за топливо включается в размер арендных платежей.
Следовательно, оплата топлива, равно как и приобретение холодильника, не могут быть признаны неосновательным обогащением ООО "Волжское течение" за счет ООО "Строй-Флот", поскольку фрахтователь обязан был нести указанный траты в силу условий договора от 23.05.2016, которые он согласовал без каких-либо замечаний.
Относительно необходимости взыскания стоимости топлива, фактически оставшегося на судне после его возврата судовладельцу, суд округа счел необходимым пояснить следующее.
При подписании актов приема и сдачи судна из тайм-чартера фрахтователь согласился с остатком топлива на судне, акты подписаны без оговорок и замечаний. Более того, фрахтователь не слил указанный остаток топлива при возврате судна. Такие действия (бездействия) хозяйствующего субъекта подпадают под статью 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому суды обоснованно отклонили требования ООО "Строй-Флот" в указанной части.
Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют о правильности принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А43-11268/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-флот" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако законодательно установлены и сокращенные сроки исковой давности. В частности, в статье 408 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации указано, что к требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии, применяется годичный срок исковой давности. Указанный срок исчисляется по требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера и бербоут-чартера, - со дня возникновения права на иск.
...
При подписании актов приема и сдачи судна из тайм-чартера фрахтователь согласился с остатком топлива на судне, акты подписаны без оговорок и замечаний. Более того, фрахтователь не слил указанный остаток топлива при возврате судна. Такие действия (бездействия) хозяйствующего субъекта подпадают под статью 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому суды обоснованно отклонили требования ООО "Строй-Флот" в указанной части."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2018 г. N Ф01-1412/18 по делу N А43-11268/2017