г. Нижний Новгород |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А82-16464/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Опарина А.Л., доверенность от 29.12.2017,
от заинтересованного лица: Гумновой Д.В., доверенность от 09.01.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2017, принятое судьей Розовой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В., Черных Л.И., по делу N А82-16464/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН: 1057601091151, ИНН: 7606053324)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (ОГРН: 1047600816560, ИНН: 7606015992)
и установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (в настоящее время публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2, далее - Общество, ПАО "ТГК-2) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.05.2016 N 09-14/3/51 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 05.10.2017 заявленное требование удовлетворено частично: решение Инспекции признано недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в отношении объектов основных средств: берегоукрепления подводного перехода газопровода через реку Волга; главного производственного корпуса ТЭЦ-1; пристройки для котла N 12 к главному зданию ТЭЦ-1; здания главного корпуса ТЭЦ-2; здания главного корпуса электростанции ТЭЦ-2 (Ляпинская котельная); главного здания ТЭЦ-3; здания водогрейного котла ТЭЦ-3; РУСН-0,4вВ. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 решение Арбитражного суда Ярославской области оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций в части признания недействительным доначисления налога в отношении главного производственного корпуса ТЭЦ-1, пристройки для котла N 12 к главному зданию ТЭЦ-1, здания главного корпуса ТЭЦ-2, здания главного корпуса электростанции ТЭЦ-2 (Ляпинская котельная), главного здания ТЭЦ-3, здания водогрейного котла ТЭЦ-3 и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в данной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного налогоплательщиком требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень имущества N 504),Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". По мнению Инспекции, применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций предусмотрено только в отношении имущества непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и указанного в Перечне имущества N 504. Присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Перечне имущества N 504, не свидетельствует о безусловном наличии права на применение льготы. Спорные здания расположены на территории ТЭЦ и котельных Общества, входят в состав технологических комплексов по производству электрической и тепловой энергии и в них установлено как основное оборудование электростанций, так и оборудование, которое имеет вспомогательное, факультативное значение. Данные объекты обеспечивают производство (выработку) энергии и регулирование ее параметров, но не участвуют в передаче энергии, не являются составной частью линий энергопередачи и непосредственно не связаны технологически с последними. Спорные здания фактически являются зданиями электростанции и соответствуют коду ОКОФ 114521011, в связи с этим применение льготы неправомерно. Нахождение в зданиях оборудования, участвующего в процессе передачи энергии, не подтверждает право на применение пониженной ставки.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО "ТГК-2" уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2014 год, в ходе которой пришла к выводу о необоснованном применении Обществом пониженной налоговой ставки (0,7 процента) по ряду объектов основных средств.
По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 18.05.2016 N 09-14/3/51 об отказе в привлечении ОАО "ТГК-2" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислено 11 019 176 рублей налога на имущество организаций.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области от 26.08.2016 N 155 решение Инспекции отменено в части начисления 1 685 346 рублей налога на имущество организаций за 2014 год, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением Инспекции в редакции решения Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 374-376, 380, 381 Кодекса, Перечнем имущества N 504, СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Методическими рекомендациями по определению и обоснованию технологических потерь природного газа, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 09.07.2012, Стандартом организации (СТО) Газпром РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения", СП 108-34-97 "Сооружение подводных переходов", ВСН 010-88 "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы", суд первой инстанции признал решение Инспекции частично недействительным, так как пришел к выводу о правомерном применении Обществом пониженной ставки по налогу на имущество организаций в отношении части объектов имущества.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Ярославской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса (пункт 1 статьи 374 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 380 Кодекса налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утвержден Перечень имущества N 504, в котором перечислены наименования имущества, относящегося магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении пониженной налоговой ставки в отношении, в частности, следующих объектов основных средств: корпуса производственного главного ТЭЦ-1, пристройки для котла N 12 к главному корпусу ТЭЦ-1, здания главного корпуса ТЭЦ-2, главного здания ТЭЦ-3, здания главного корпуса электростанции ТЭЦ-2 (Ляпинская котельная), здания водогрейного котла ТЭЦ-3.
На основании ходатайства Общества определением суда первой инстанции в отношении спорных объектов назначена техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению спорные объекты являются инженерными сооружениями для размещения специального оборудования электрических и (или) тепловых сетей. Данные сооружения являлись в 2014 году по техническим характеристикам и функциональному назначению оборудования, установленного в них, неотъемлемой технологической частью имущества, относящегося к линиям энергопередачи и находящегося в цепи передачи электрической и тепловой энергии, и включены в перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Оборудование, размещенное в данных объектах, находится в цепи передачи электрической и (или) тепловой энергии.
В Перечне имущества N 504 по коду ОКОФ 11 4521012 здания электрических и тепловых сетей (включая инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей) отнесены к составу имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суды пришли к выводу о том, что в спорных объектах размещено специальное оборудование электрических и тепловых сетей и прочее энергетическое оборудование, являющееся неотъемлемой технологической частью объектов передачи электрической и тепловой энергии. Данные объекты соответствуют коду ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей" в части "Инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, павильонов тепловой сети" и относятся к имуществу, указанному в Перечне имущества N 504.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на правомерность применения Обществом пониженной ставки налога на имущество организаций в отношении спорных объектов и признали решение Инспекции в данной части недействительным.
Довод заявителя жалобы о том, что спорные объекты не участвуют в процессе передачи электрической энергии, не являются составной частью линий энергопередачи и непосредственно не связаны технологически с линиями энергопередачи, отклоняется судом округа, поскольку вывод судов об обратном основан на оценке представленных в дело доказательств, не противоречит им и подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 по делу N А82-16464/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса (пункт 1 статьи 374 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 380 Кодекса налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2018 г. N Ф01-1503/18 по делу N А82-16464/2016