г. Нижний Новгород |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А28-5269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Главновой Н.А. (доверенность от 11.05.2018 N 111),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логотранс" на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2017, принятое судьей Едоминой С.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А., по делу N А28-5269/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логотранс" (ИНН: 7716654896, ОГРН: 1097746790074)
к Кировскому областному государственному казенному учреждению "Дорожный комитет Кировской области" (ИНН: 4345080043, ОГРН: 1044316526187)
о признании незаконными действий
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Логотранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными действий Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" (далее - Учреждение) по весовому контролю на региональной дороге, совершенных 15.02.2017 в отношении транспортного средства заявителя (автомобиля MAN TGA18.460 4х2 BLS государственный регистрационный номер О280ТН 177 с полуприцепом МЕНСИ SL 105 государственный регистрационный номер ЕВ1231 77), включая действия по составлению акта взвешивания от 15.02.2017 N 31551, а также о признании незаконной организации пункта весового контроля у поста ДПС, расположенного на 137 километре автомобильной дороги Киров-Советск-Яранск в городе Советск.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.01.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, Учреждение нарушило методику взвешивания, организовало пункт весового контроля с нарушением норм Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 27.04.2011 N 125 (далее - Порядок N 125). Весы, которыми производилось взвешивание, согласно руководству по эксплуатации требуют организации постоянного приямка в фундаменте дорожного полотна, соответственно, отвечают признакам стационарных весов. При этом пункт весового контроля не был организован как стационарный. Согласно заключению N 045 строительно-технической экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Экспертно-консультационный центр "Промышленная безопасность", в рассматриваемом случае организация приямка в дорожном полотне, а также прилегающего к нему участка дороги не соответствует требованиям руководства по эксплуатации весов. Общество указывает на фотографии, сделанные при проведении процедуры взвешивания, и отмечает наличие грубых нарушений требований руководства по эксплуатации весов: на участке дороги имелся толстый слой снега (весовое оборудование невозможно разглядеть); колеса транспортного средства были в снегу.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, актом приемочной комиссии от 25.03.2010 принята в эксплуатацию площадка весового контроля на 137 километре автомобильной дороги Киров-Советск-Яранск в городе Советск. Приемочной комиссией при осмотре площадки весового контроля в натуре установлено соответствие выполненных работ требованиям, предъявляемым руководством по эксплуатации "Весы автомобильные переносные" М 014.060.00 РЭ к плоскостности площадки, выбранной для работы весового оборудования.
Согласно свидетельствам о поверке от 17.10.2016 N 13/0054/16, 13/0055/16 весы автомобильные переносные ВА-15С-2 (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений N 19504-00, заводские номера 1562, 1563) поверены в полном объеме и признаны соответствующими установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
По результатам весового контроля в 11:49:15 на 137 километре автомобильной дороги Киров - Советск - Яранск, на посту ДПС города Советска сотрудником Учреждения при участии инспектора ГИБДД составлен акт от 15.02.2017N 31551 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось. Указанным актом зафиксировано осуществление перевозки груза транспортным средством MAH TGA 18.460 4х2BLS, государственный регистрационный номер О280ТН 177, с полуприцепом МЕНСИ SL 105, государственный регистрационный номер ЕВ 1231 77, принадлежащим Обществу, с превышением допустимой нагрузки на вторую ось на 32,9 процента.
Полагая, что действия Учреждения по весовому контролю на региональной дороге в отношении транспортного средства Общества, в том числе составление акта взвешивания от 15.02.2017 N 31551, и организация пункта весового контроля у поста ДПС, расположенного на 137-м километре автомобильной дороги Киров - Советск - Яранск, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 29, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), пунктами 10, 12 Порядка N 125, пунктами 4, 5, 17 Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 07.09.2009 N 23/285 (далее - Порядок N 23/285), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в предпринимательской сфере.
Федеральный закон N 257-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Законом.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 10 Порядка N 125 весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе в целях контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 125 допускается взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов на передвижных пунктах весового контроля. При этом переносное весовое оборудование также должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.
В силу пунктов 1, 2 и 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Соответственно, результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Как следует из материалов дела, взвешивание транспортного средства Общества проводилось посредством автомобильных переносных весов ВА-15С-2 N 1562 и 1563.
Суды установили, что указанные весы поверены в полном объеме и признаны соответствующими установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, что подтверждается свидетельствами о поверке от 17.10.2016 N 13/0054/16 и 13/0055/16.
Согласно руководству по эксплуатации "Весы автомобильные переносные" М014.060.00 РЭ весы автомобильные переносные ВА-15С-2 предназначены для контроля допустимых весовых параметров автотранспорта и взвешивания перевозимых грузов на стационарных передвижных постах весового контроля. При этом исключений для взвешиваний каких-либо грузов (в том числе жидких) и видов транспортных средств данным руководством не установлено. Весы автоматически регистрируют в статическом режиме поколесные и поосные нагрузки от одиночных и сдвоенных колесных пар, предусматривают установку как в приямок, так и бесфундаментную напольную установку.
Весовое оборудование установлено с применением необходимого оборудования, на специально подготовленной площадке.
Место проведения контроля соответствует установленным требованиям для данных постов, в том числе и в отношении условий установки весов, на которых производилось взвешивание, что подтверждено актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию площадки весового контроля на 137-м километре автомобильной дороги Киров - Советск - Яранск в городе Советск от 25.03.2010.
Документальное подтверждение того, что после принятия данной площадки весового контроля и до момента проведения взвешивания транспортного средства Общества, в ее обустройстве производились изменения, в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что действия Учреждения по весовому контролю на региональной дороге, совершенные в отношении транспортного средства Общества, в том числе составление акта взвешивания от 15.02.2017 N 31551, и организация пункта весового контроля у поста ДПС, расположенного на 137-м километре автомобильной дороги Киров - Советск - Яранск в городе Советске, являются законными и не нарушают прав и законных интересов Общества в предпринимательской сфере.
Довод Общества о представленных фотоматериалов в обосновании нарушения Учреждением методики взвешивания отклоняется судом округа в силу того, что указанные фотографии не подтверждают того обстоятельства, что в момент осуществления взвешивания поверхность грузоприемных платформ, подъездных путей и шин взвешиваемого транспортного средства не были очищены от снега. Фотографии, сделанные в момент взвешивания транспортного средства, отсутствуют.
Ссылка заявителя жалобы на заключение N 045 строительно-технической экспертизы, согласно которой организация приямка в дорожном полотне, а также прилегающего к нему участка дороги не соответствует требованиям руководства по эксплуатации весов, являлась предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивировано отклонена.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судом выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018 по делу N А28-5269/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логотранс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Логотранс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 2 и 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2018 г. N Ф01-1633/18 по делу N А28-5269/2017