г. Нижний Новгород |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А29-2807/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 29.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.10.2017, принятое судьей Скрипиной Е.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А29-2807/2017
по иску Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ИНН: 1101482754, ОГРН: 1021100528140)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" (ИНН: 1101143230, ОГРН: 1131101005221)
о понуждении к выполнению лесохозяйственных мероприятий,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "ПармаВуд",
и установил:
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" (далее - ООО "СЗЛТ", Общество) о понуждении к выполнению в срок до 01.11.2017 лесохозяйственных мероприятий: расчистке 75 километров квартальных просек, изготовлению и замене 28 квартальных столбов на территории Слудского участкового лесничества, подготовке 7,3 гектара почвы под лесные культуры будущего года, расчистке 48,729 километра квартальных просек, изготовлению и замене 13 квартальных столбов, рубке ухода в объеме 25,9 гектара на территории Ыбского участкового лесничества.
Исковое требование основано на статьях 1, 12, 19, 61 и 64 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнением ответчиком обязанности, принятой в соответствии с соглашениями от 01.03.2016 об объемах, защите и воспроизводству лесов на арендованном по договору от 17.03.2015 N 1 лесном участке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПармаВуд" (далее - ООО "ПармаВуд").
Арбитражный суд Республики Коми решением от 02.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.12.2017, удовлетворил иск, так как счел доказанным факт невыполнения ответчиком договорных обязательств.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "СЗЛТ" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, возложение на нового арендатора, вступившего в арендные правоотношения 01.12.2015, обязательств по осуществлению лесохозяйственных мероприятий, не выполненных прежним арендатором (ООО "ПармаВуд"), является неправомерным. Объемы предъявленных к исполнению мероприятий не соответствуют проекту освоения лесов.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на несостоятельность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, по результатам аукциона (протокол от 20.02.2015 N 1/1) Комитет лесов Республики Коми (арендодатель; правопредшественник Министерства) и ООО "ПармаВуд" (арендатор) заключили договор аренды от 17.03.2015 N 1 лесного участка общей площадью 281 716 гектаров, в том числе кварталы 51 - 61, 80 - 90, 106 - 116, 130 - 136, 139 - 142, 143 - 158, 162 - 173, 176 - 186, 195 - 218, 221 - 249, 251 - 268 Слудского участкового лесничества и кварталы 1 - 70, 210 - 217, 247 - 265, 297 - 322 Ыбского участкового лесничества МО МУ "Сыктывдинский" Республики Коми сроком действия до 16.03.2064. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.07.2015.
В пункте 3.4.5 договора предусмотрена обязанность арендатора по выполнению за свой счет лесохозяйственных и санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановлению и уходу за лесом на условиях, в объемах и в сроки, указанные в соглашении, заключенном в соответствии с проектом освоения лесов.
На основании дополнительного соглашения от 12.11.2015 ООО "ПармаВуд" передало права и обязанности арендатора по договору от 17.03.2015 N 1 ООО "СЗЛТ". Соответствующие изменения внесены в государственный реестр.
Министерство и Общество заключили соглашения от 01.03.2016 об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году, по условиям которого арендатор обязался осуществить мероприятия по расчистке 75 километров квартальных просек, изготовлению и замене 28 квартальных столбов на территории Слудского участкового лесничества, подготовке 7,3 гектара почвы под лесные культуры будущего года, расчистке 48,729 километра квартальных просек, изготовлению и замене 13 квартальных столбов, рубке ухода в объеме 25,9 гектара на территории Ыбского участкового лесничества.
За невыполнение указанных лесохозяйственных мероприятий Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В претензиях от 17.11.2016 N 963 и 964 Министерство потребовало от арендатора в течение 30 календарных дней выполнить предусмотренные в соглашениях от 01.03.2016 мероприятия.
Неисполнение Обществом претензионных требований послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 55 и части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
С момента вступления в арендные правоотношения по договору от 17.03.2015 N 1, заключения дополнительного соглашения к нему от 12.11.2015 и соглашений от 01.03.2016 Общество добровольно приняло на себя права и обязанности арендатора, в том числе по выполнению лесовосстановительных мероприятий в 2016 году, в объеме и способами, предусмотренными проектом освоения лесов.
Суды установили, что объемы поименованных в соглашениях от 01.03.2016 лесохозяйственных мероприятий не противоречат прошедшему положительную государственную экспертизу проекту освоения лесов.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается частичное осуществление ООО "СЗЛТ" мероприятий, предусмотренных в соглашениях.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому окружной суд не нашел оснований для их пересмотра по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежат взысканию в доход федерального бюджета в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.10.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 по делу N А29-2807/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За невыполнение указанных лесохозяйственных мероприятий Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Согласно статье 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 55 и части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2018 г. N Ф01-1287/18 по делу N А29-2807/2017