Нижний Новгород |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А43-17400/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Терещинковой В.П., директора (выписка из ЕГРЮЛ от 12.01.2018),
Шулевой О.В. (доверенность от 22.05.2018),
Донцовой Е.Ю. (доверенность от 22.05.2018 N 17-18),
от заинтересованного лица: Лебедева М.А. (доверенность от 09.01.2018 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления государственной охраны объектов культурного наследия
Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2017,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А43-17400/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-отель"
(ОГРН: 1135260013305, ИНН: 5260367024)
о признании незаконным решения Управления государственной охраны объектов
культурного наследия Нижегородской области от 13.03.2017 N 518/11-788
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис-отель" (далее - ООО "Сервис-отель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление, уполномоченный орган), изложенного в письме от 13.03.2017 N 518/11-788, об отмене согласования проектной документации "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А, под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой, ТП (корректировка проекта)" от 03.03.2017 N 518/11-714.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.01.2018, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что в нарушение части 13 статьи 18, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) проектом "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А, под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой ТП (корректировка проекта)" не обеспечена физическая сохранность объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Россия". Уполномоченный орган полагает, что строительство парковки автотранспортных средств непосредственно под спорным зданием может привести к уничтожению объекта культурного наследия. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве, дополнении к нему и его представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.05 до 30.05.2018.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31.08.1993 N 288-м здание гостиницы "Гостиница "Россия" является объектом культурного наследия регионального значения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество с 2006 года здание "Гостиница "Россия" принадлежит на праве собственности ООО "Сервис-Отель"; в 2007 году Общество зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060084:281, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности.
В связи отсутствием возможности привести здание гостиницы в соответствие с санитарными и противопожарными требованиями заключение ГУ МЧС РФ по Нижегородской области от 18.03.2008 N 523-2-1-5 (том 4)) с 01.01.2008 работа гостиницы приостановлена и произведена консервация здания.
В целях решения вопроса дальнейшего использования здания, в том числе возможности его приспособления для современного использования, ООО "Сервис-отель" провело работы по археологическим исследованиям культурного слоя, результатом которых явились находки в виде захоронений, предметов быта, украшений и другие; изготовило техническую документацию на здание (техпаспорт от 06.08.2007), паспорт объекта культурного наследия и охранные обязательства; утвердило предмет охраны здания. Результатом проведенных работ стало установление и четкое описание охраняемых элементов здания.
Общество также провело историко-архивные и библиографические изыскания об истории строительства гостиницы, архитектурные исследования, инженерные исследования, дополненные геологическими и геодезическими работами, а также изучением биологических повреждений здания; осуществило многочисленные обследования основных строительных конструкций, вызванные аварийным состоянием здания (в 2006, 2007, 2010, 2014, 2017 годах - Техническое заключение ООО ФСС Проект).
В марте 2016 года ООО "Сервис-отель" провело обследование здания гостиницы с участием представителя Управления, о чем 18.03.2016 составлен технический отчет о неудовлетворительном состоянии объекта.
Управление 01.04.2016 выдало Обществу задание на проведение работ по проектированию.
Проведенные Обществом мероприятия выявили факт низкого качества строительства, которое вкупе с дальнейшей эксплуатацией здания способствовали ухудшению технического состояния здания, поражению конструкций здания условно-патогенными микроорганизмами, которое не подлежит устранению (экспертное заключение ННГУ им. Н.И. Лобачевского), постоянное пребывание людей недопустимо.
На основании проведенных научно-исследовательских работ и экспертных выводов была подготовлена проектная документация.
Управление утвердило и выдало задание от 01.04.2016 N 13-р на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, в разделе 4 которого приведены сведения о ранее выполненной научно-проектной и проектной документации и возможности ее использования.
ООО "Сервис-отель" 11.01.2017 обратилось в Управление государственной охраны с заявлением о согласовании проектной документации "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А, под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой, ТП (корректировка проекта)".
Письмом от 03.03.2017 N 518/11-714 Управление согласовало данную проектную документацию.
Уполномоченный орган утвердил и выдал Обществу задание от 07.03.2017 N 10-р на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Гостиница "Россия".
Письмом от 13.03.2017 N 518/11-788 Управление уведомило Общество об отмене согласования проектной документации, обосновав свое решение отсутствием в представленном акте государственной историко-культурной экспертизы проектной документации сведений о рассмотрении технологии производства работ по организации двухуровневой подземной парковки автотранспортных средств под зданием объекта культурного наследия и, как следствие, оснований полагать, что реализация проекта обеспечит сохранность объекта культурного наследия.
Полагая, что изложенное в письме от 13.03.2017 N 518/11-788 решение уполномоченного органа не соответствовало действующему законодательству и нарушало его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 44 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона N 73-ФЗ, Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 569, суд отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своего решения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Федеральный закон N 73-ФЗ регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ предметом охраны объекта культурного наследия является описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В части 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, пользователь объекта культурного наследия обязан обеспечивать неизменность объекта и не проводить работы, изменяющие, разрушающие и уничтожающие предмет охраны. Разрабатываемая научно-проектная документация по сохранению объекта культурного наследия не должна нарушать утвержденный предмет охраны данного объекта.
В статье 44 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что приспособлением объекта культурного наследия для современного использования являются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно приложению к приказу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 26.01.2016 N 21 предметом охраны объекта "Гостиница "Россия", то есть особенностями объекта, послужившими основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации и подлежащими обязательному сохранению), является:
- местоположение объекта, являющегося неотъемлемой частью архитектурно-строительного ансамбля Верхне-Волжской набережной и участвующего в формировании речного фасада города;
- архитектурное решение здания в духе конструктивизма;
- архитектурная композиция и пропорциональный строй фасадов, обращенных к набережной и в музейный переулок, включая стилевые и типологические особенности: силуэт фасадов, соотношение объемов - ризалит входного блока у восточного угла, выступающий над центральным входом, четырехэтажный объем, опирающийся на квадратного сечения массивные столбы, пропорциональные соотношения оконных и дверных проемов с простенками: витражные окна первого этажа, ленточное остекление 2, 3, 4 этажей, ритм аттикового этажа;
- цветовые соотношения поверхностей - темно-серый цвет фасадной плоскости в уровне первого этажа и охристый в уровне остальных;
- архитектурные детали этих фасадов (балконы, кронштейны, профилированные карнизы, наличники, элементы декора - модульоны венчающего карниза, руст);
- в интерьерах: декоративное оформление парадной лестницы - дубовые ограждения с оригинальными стойками, являющиеся подлинными элементами первоначального периода существования здания.
Как следует из материалов дела, в целях сохранения объекта охраны проектная документация "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой, ТП (корректировка проекта)" предполагает восстановить внешний облик здания, относящийся к периоду 80-х годов, предусматривает полное сохранение объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений фасадов 1 - 6 этажей со стороны Верхне-Волжской набережной, Музейного переулка и улицы Минина (абзацы 3 и 5 предмета охраны ОКН). Внешний облик здания восстанавливается по обмерным чертежам, утраченные декоративные элементы - по сохранившимся аналогам.
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, проведение историко-культурной экспертизы; осуществление в случаях и порядке, установленных данным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
В статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объектом историко-культурной экспертизы является проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение), которым установлены порядок и основания для проведения историко-культурной экспертизы, а также определен перечень требуемых документов.
В рассматриваемом случае ООО фирма "СС Проект" провело государственную историко-культурную экспертизу проектной документации "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой, ТП (корректировка проекта)".
30.12.2016 было получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, согласно которому проектная документация "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой, ТП (корректировка проекта)" соответствует требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Из содержания названного экспертного заключения видно, что на основании изучения архивно-библиографических материалов, результатов проведенных натурных исследований и анализа представленной проектной документации эксперты пришли к заключению о возможности проведения работ по сохранению объекта путем приспособления его к современному использованию.
Изучив материала дела, в том числе заключение государственной историко-культурной экспертизы, суды пришли к выводу о том, что Управление не представило бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что выполнение таких работ приведет к изменению предмета охраны объекта культурного наследия либо повлечет его утрату, в связи с чем у уполномоченного лица отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Сервис-отель" в согласовании проектной документации и признали незаконным изложенное в письме от 13.03.2017 N 518/11-788 решение Управления об отмене ранее выданного согласования проектной документации от 03.03.2017 N 518/11-714.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает, что, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения уполномоченного органа, суды не установили всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
При принятии судебных актов суды исходили из того, что устройство подземной автостоянки не оказывает негативного влияния на объемно-пространственное решение здания, не нарушает его предмет охраны, так как фундаменты здания не охраняются.
Однако в экспертных заключениях отсутствует вывод о том, повлияет ли строительство двухуровневой подземной стоянки на обеспечение сохранности объекта культурного наследия, то есть о безопасности проведения таких работ.
Из материалов дела следует, что в представленном акте государственной историко-культурной экспертизы от 30.12.2016 не рассматривалась технология производства работ по организации 2-х уровневой подземной парковки автотранспортных средств под зданием объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Россия".
Суды не установили, обеспечит ли предусмотренная проектом технология производства работ по организации двухуровневой подземной парковки автотранспортных средств под зданием указанного объекта его физическую сохранность.
Кроме того, суды не исследовали вопрос о сохранении предмета охраны объекта культурного наследия: являются ли работы, указанные в проектной документации, реконструкцией объекта культурного наследия или это фактически новое строительство с сохранением прежнего вида данного охраняемого объекта.
При таких обстоятельствах вывод судов, содержащийся в обжалуемых решении и постановлении, о незаконности оспариваемого решения Управления является преждевременным и основан на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего спора, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Нижегородской области следует учесть нормы действующего законодательства, установить все фактические обстоятельства дела, исследовать вопрос о сохранении предмета охраны объекта культурного наследия при выполнении планируемых работ, а также определить, обеспечит ли предусмотренная проектом "Приспособление (реконструкция) для современного использования нежилого здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 2А под многофункциональное здание "Волжский откос" с жилыми и общественными помещениями, подземной автостоянкой, ТП (корректировка проекта)" технология производства работ по организации двухуровневой подземной парковки автотранспортных средств под зданием объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Россия" физическую сохранность объекта культурного наследия, и на этом основании оценить законность оспариваемого решения Управления с учетом всех обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А43-17400/2017 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, проведение историко-культурной экспертизы; осуществление в случаях и порядке, установленных данным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
В статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объектом историко-культурной экспертизы является проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 73-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2018 г. N Ф01-1836/18 по делу N А43-17400/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9738/17
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-17400/17
05.06.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1836/18
29.01.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9738/17
31.10.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-17400/17