Нижний Новгород |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А11-9178/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2017,
принятое судьей Ушаковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
по делу N А11-9178/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью частного охранного
предприятия "Кобра 1" (ИНН: 3328436604, ОГРН: 1053301553062)
о признании недействительными решений государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области
от 07.07.2016 N 043S19170006038 и 043S19170006039
и установил:
общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Кобра 1" (далее - ООО ЧОП "Кобра 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (далее - Фонд, Управление) от 07.07.2016 N 043S19170006038 и 043S19170006039 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 23.11.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неверно оценили представленные в дело доказательства. По его мнению, первоначально представленные сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за апрель и май 2016 года не содержали сведения о 32 застрахованных лицах (17 - за апрель, 15 - за май). Следовательно, дополнительное представление данных сведений не может расцениваться как исправление ошибок в ранее представленных сведениях, что свидетельствует о представлении страхователем неполных (недостоверных) сведений и правомерном привлечении его к ответственности за вменяемое правонарушение.
Подробно доводы Фонда приведены в кассационной жалобе.
ООО ЧОП "Кобра 1" в отзыве на кассационную жалобу с доводами Фонда не согласилось, указало на законность принятых судебных актов и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 21.04.2016 и 31.05.2016 представило в Управление отчеты по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 43 человек и за май 2016 года в отношении 44 человек.
Обнаружив непредставление сведений на часть застрахованных лиц, Общество 28.06.2016 представило сведения по дополняющим формам СЗВ-М еще на 32 застрахованных лица (17 - за апрель, 15 - за май).
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, результаты которой отразило в актах от 26.05.2017 N 043S18170005838 и 043S18170005839.
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решения от 07.07.2017 N 043S19170006038 и 043S19170006039 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", в виде штрафа в размере 16 000 рублей за представление неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 1, 8, 9, 11, 15, 16, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ), пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за вменяемое ему правонарушение и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н, действовавшей в 2016 году, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня самостоятельного обнаружения ошибок либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из приведенного положения следует, что Законом N 27-ФЗ предусмотрено два самостоятельных состава правонарушения: непредставление сведений в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений, за которые установлена одна санкция.
При этом неполное представление страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведений в отношении застрахованных лиц, с последующим представлением недостающих сведений за пределами установленного срока подлежат квалификации как непредставление сведений в установленный срок, а не как представление неполных (недостоверных) сведений. Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии исправленные страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за апрель и май 2016 года представлены Обществом в установленный законом срок. В связи с выявлением непредставления в исходных отчетах сведений о некоторых застрахованных лицах Общество 28.06.2016 представило сведения о них по дополняющим формам СЗВ-М.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что совершенное Обществом правонарушение следует квалифицировать как непредставление сведений в установленный срок, а не как представление неполных (недостоверных) сведений.
Учитывая, что правонарушение в виде непредставления сведений в установленный срок Обществу не вменялось, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за вменяемое ему правонарушение (представление неполных (недостоверных) сведений) и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А11-9178/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из приведенного положения следует, что Законом N 27-ФЗ предусмотрено два самостоятельных состава правонарушения: непредставление сведений в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений, за которые установлена одна санкция.
При этом неполное представление страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведений в отношении застрахованных лиц, с последующим представлением недостающих сведений за пределами установленного срока подлежат квалификации как непредставление сведений в установленный срок, а не как представление неполных (недостоверных) сведений. Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии исправленные страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2018 г. N Ф01-2233/18 по делу N А11-9178/2017