Нижний Новгород |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А29-13845/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Дента Мастер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018,
принятое судьей Паниотовым С.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,
по делу N А29-13845/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дента Мастер"
(ИНН: 1109008994, ОГРН: 1081109000840)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми
(межрайонное) от 15.09.2017 N 007V12170000210
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дента Мастер" (далее - ООО "Дента Мастер", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) от 15.09.2017 N 007V12170000210 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Дента Мастер" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неверно истолковали часть 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и неправильно применили статьи 251, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению Общества, применение им пониженного тарифа страховых взносов является обоснованным, поскольку денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования, подлежат исключению как из общего объема доходов организации, так и из доходов от реализации платных медицинских услуг. Кроме этого, заявитель ссылается на наличие основания для безусловной отмены принятых судебных актов, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и дополнительным пояснениям к ней.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел в отношении ООО "Дента Мастер" выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой отразил в акте от 09.08.2017 N 007V10170000214.
В ходе проверки установлено неправомерное применение Обществом в 2015 и 2016 годах пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решение от 15.09.2017 N 007V12170000210 о привлечении ООО "Дента Мастер" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Данным решением Обществу предложено уплатить страховые взносы в сумме 307 615 рублей 73 копеек, пени в сумме 33 008 рублей 43 копеек и штраф, предусмотренный частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в сумме 61 523 рублей 14 копеек.
ООО "Дента Мастер" не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 5, 28, 58 Закона N 212-ФЗ и статьями 251, 346.15 НК РФ, Арбитражный суд Республики Коми признал законным оспариваемое решение Фонда. Суд пришел к выводу о том, что доходы в виде целевых бюджетных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) не подлежат включению в состав доходов, учитываемых для определения организацией основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (абзац 19 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.07.2016 N 1467-О указал, что статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 НК РФ (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что в проверяемом периоде ООО "Дента Мастер" применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг (код 85 ОКВЭД), включающую стоматологическую практику (код 85.13 ОКВЭД).
Источниками формирования доходов являлись средства от оказания платных медицинских услуг населению (доход, полученный от льготируемого вида деятельности) и средства, полученные Обществом как медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц (доход, полученный в рамках целевого финансирования).
Суды установили, что общий объем доходов Общества за 2015 год составил 5 518 263 рубля, в том числе 2 770 115 рублей (доход, полученный от льготируемого вида деятельности) и 2 748 148 рублей (доход, полученный в рамках целевого финансирования); за 2016 год - 5 420 997 рублей 10 копеек, в том числе 3 545 535 рублей (доход, полученный от льготируемого вида деятельности) и 1 875 462 рубля 10 копеек (доход, полученный в рамках целевого финансирования).
С учетом установленных фактических обстоятельств суды пришли к выводу, что доля дохода Общества от реализации продукции и (или) оказанных услуг по льготируемому виду деятельности составила в 2015 году 50,2 процента, в 2016 году - 65,4 процента, то есть менее 70 процентов в общем объеме доходов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Общества права на применение пониженного тарифа страховых взносов ввиду несоблюдения им условия, в соответствии с которым доля доходов от реализации по основному виду деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Суды правомерно отметили, что из буквального толкования и смысла части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС. При этом при определении основного вида экономической деятельности плательщика страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности.
Довод Общества об обратном основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Довод Общества о том, что суд первой инстанции не известил его о перерыве в судебном заседании 11.01.2018 до 15.01.2018, подлежит отклонению.
В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Общество получило определение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2017 о принятии заявления к производству (том 1, листы дела 4, 6); информация о принятии заявления к производству своевременно опубликована в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.
Таким образом, Общество было надлежащим образом извещено о начавшемся процессе и при проявлении необходимой степени заботливости и осмотрительности обладало возможностью получить информацию о движении дела, в том числе о перерыве в судебном заседании.
С учетом изложенного у суда округа отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений судами норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А29-13845/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дента Мастер" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Дента Мастер".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.07.2016 N 1467-О указал, что статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 НК РФ (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 НК РФ).
...
Суды правомерно отметили, что из буквального толкования и смысла части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС. При этом при определении основного вида экономической деятельности плательщика страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2018 г. N Ф01-2416/18 по делу N А29-13845/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3256/19
07.05.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2196/19
01.03.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-377/19
01.03.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-376/19
29.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17
05.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2416/18
05.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17
05.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1314/18
28.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17
23.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17
15.01.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17
19.12.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17
12.12.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13845/17