Нижний Новгород |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А43-35180/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Кураповой О.А. (доверенность от 25.12. 2017),
от заинтересованного лица: Маниной Л.В. (доверенность от 06.03.2018 N 37),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2017,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-35180/2017
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
(ОГРН: 1055238038316, ИНН: 5260148520)
о признании частично незаконным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах от 21.07.2017 N 17260087/58,
третье лицо - Баранова Евгения Викторовна,
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Нижний Новгород" (далее - Общество, ПАО "ТНС Энерго Нижний Новгород") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах от 21.07.2017 N 17260087/58 (далее - Управление) в части возложения обязанностей по исключению из платежного документа, выставляемого потребителю Барановой Евгении Викторовне (далее - Баранова Е.В.) за услуги электроснабжения строки "введение ограничения", "возобновление потребления".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Баранова Е.В.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.03.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, Правила N 354 не содержат запрета на включение в платежный документ информации о затратах на ограничение и возобновление режима потребления электрической энергии. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонило доводы жалобы.
Баранова Е.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явилась.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Барановой Е.В. и распоряжения от 22.06.2017 N 17260087 Управление в период с 26.06 по 21.07.2017 провело внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в ходе которой выявило нарушение Обществом положений пункта 69 Правил N 354, которое выразилось во включении в платежный документ за май 2017 года сумм за введение ограничения и возобновление потребления электрической энергии.
Согласно копии акта от 09.03.2016 ограничения режима потребления электрической энергии ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго" производственного отделения Уренских ЭС подразделения Шахунского РЭС у потребителя Барановой Е.В. по адресу: город Шахунья, улица Советская, дом 9, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате за электроэнергию 09.03.2016 произведено полное ограничение режима потребления электроэнергии по заявке Общества от 19.02.2016 N 41(б).
При проверке Управление пришло к выводу о том, что услуги "введение ограничения", "возобновление потребления" не являются коммунальными, так как не связаны с осуществлением деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунального ресурса (электрической энергии), не являются размером определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, в связи с чем и в соответствии с пунктом 69 Правил N 354 не указываются исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги.
По результатам проверки составлен акт от 21.07.2017 N 17260087.
Обществу выдано предписание от 21.07.2017 N 17260087/58, которым на него возложена обязанность в срок до 30.01.2018 исключить из платежного документа, выставляемого потребителю Барановой Е.В. за услуги электроснабжения, строки "введение ограничения" и "возобновление потребления".
Общество не согласилось с предписанием Управления в указанной части и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Правилами N 354, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о соответствии предписания требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и стороны не оспаривают, что предписание принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
На основании части 1 статьи 153, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Правила N 354 определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
Согласно пункту 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в данных Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 данных правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с данными правил, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, в пункте 69 Правил N 354 предусмотрен ограниченный перечень информации, подлежащей включению в платежные документы.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что включение в платежный документ информации о затратах на ограничение и возобновление режима потребления электрической энергии не допускается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Закона N 2300-1, Правилам N 354, не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку не возлагает на него незаконных обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 по делу N А43-35180/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"л) другие сведения, подлежащие в соответствии с данными правил, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, в пункте 69 Правил N 354 предусмотрен ограниченный перечень информации, подлежащей включению в платежные документы.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что включение в платежный документ информации о затратах на ограничение и возобновление режима потребления электрической энергии не допускается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Закона N 2300-1, Правилам N 354, не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку не возлагает на него незаконных обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2018 г. N Ф01-2666/18 по делу N А43-35180/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2666/18
28.03.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1277/18
25.12.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-35180/17
18.10.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-35180/17