Нижний Новгород |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А79-9237/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция
по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики (ОГРН: 1042129003223, ИНН: 2129053443)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2018,
принятое судьей Афанасьевым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
по делу N А79-9237/2017
по заявлению Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области
и установил:
Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики (далее - БУ ЧР "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Госветслужбы Чувашии, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее - Управление Россельхознадзора, надзорный орган), выразившихся в грубом нарушении требований пункта 2 статьи 9, пунктов 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Заявитель просил суд обязать Управление Россельхознадзора признать незаконными результаты проверки, изложенные в акте проверке от 07.06.2017 N 02/23-ЧР.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2018 Учреждению отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий надзорного органа. Одновременно суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования Учреждения о признании незаконными результатов проверки, изложенных в акте проверки от 07.06.2017 N 02/23-ЧР.
Постановлением апелляционного суда от 02.04.2018 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на пункт 5 статьи 15, пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статьи 9 и 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ); Положение о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 476 (далее - Положение N 476), заявитель считает, что проверка проведена Управлением с грубым нарушением требований действующего законодательства к организации и проведению проверок в отношении юридических лиц, а именно: с превышением полномочий при проведении проверки, а также с нарушением принципа недопустимости проведения проверочных мероприятий в отношении одного хозяйствующего субъекта несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление Россельхознадзора в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, представили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в период с 11.05 по 07.06.2017 на основании распоряжения руководителя от 02.05.2017 N 02/23-ЧР уполномоченные должностные лица Управления Россельхознадзора провели плановую выездную проверку БУ ЧР "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Госветслужбы Чувашии на предмет соблюдения требований технических регламентов; лицензионных требований и условий; контроля в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; требований законодательства в области ветеринарии.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании); статей 9 и 13 Федерального закона N 102-ФЗ; пунктов 10, 12 приказа Минсельхоза России от 15.04.2015 N 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения", выразившиеся в том, что 11.05.2017 в помещении Учреждения (Чувашская Республика, город Чебоксары, переулок Ягодный, дом 2, помещение N 7 (помещение 2, помещение 4)) в холодильной камере "POLAIR" для регистрации температуры внутри камеры используется не прошедший поверку цифровой термометр - гигрометр марки "DIGITAL THERMO HYGRO RST SWEDEN".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.06.2017 N 02/23-ЧР.
По окончании проверочных мероприятий 16.06.2017 Управление составило в отношении должностного лица Учреждения Алексеевой И.В. протокол N 03/37-ЧР об административном правонарушении, на основании которого исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района города Чебоксары вынес постановление от 20.07.2017 по делу N 5-684-2017/1 о привлечении нарушителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая, что Управление Россельхознадзора допустило грубые нарушения норм действующего законодательства при проведении проверки, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Руководствуясь статьями 150, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 294-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - постановление N 327), приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ N 141), приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30.10.2015 N 772 "Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области" (далее - Положение N 772), суд частично отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил из того, что надзорный орган доказал отсутствие с его стороны незаконных действий при осуществлении проверки. Прекращая производство по делу в части, суд пришел к выводу о том, что акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации издало постановление от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", в которомм установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере, в том числе ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, согласно которому федеральный государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти - Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), непосредственно и через свои территориальные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Россельхознадзора в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 N 527, и Положением N 722 осуществляет функции по контролю и надзору, в том числе в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Согласно подпункту 9.1.13 пункта 9 Положения N 722 Управление Россельхознадзора на закрепленной территории осуществляет полномочия по проведению инспектирования субъектов обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на соответствие требованиям правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
На основании части 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверкой является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
В части 9 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ руководитель юридического лица обязан предоставить должностным лицам органа государственного надзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (далее - Перечень).
Указанный Перечень предусматривает контроль за оптовой торговлей лекарственными средствами, также им установлено, что плановую проверку по данному виду деятельности вправе осуществлять органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности, не чаще одного раза в два года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что органом, осуществляющим лицензирование фармацевтической деятельности, может проводиться плановая проверка организации, осуществляющей оптовую торговлю лекарственными средствами, не чаще одного раза в два года.
Из материалов дела видно, что в период с 11.05 по 07.06.2017 в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; за соблюдением лицензионных требований и условий; в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; за соблюдением требований действующего законодательства в области ветеринарии, на основании распоряжения руководителя от 02.05.2017 N 02/23-ЧР уполномоченные должностные лица Управления Россельхознадзора провели плановую выездную проверку БУ ЧР "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Госветслужбы Чувашии.
Предметом проверки согласно распоряжению от 02.05.2017 N 02/23-ЧР являлось соблюдение требований технических регламентов, ветеринарных правил и норм; содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемых работ, оказываемых услуг, принимаемых лицензиатом мер по соблюдению лицензионных требований; соблюдение требований к обращению лекарственных средств для ветеринарного применения; государственный контроль (надзор) за выполнением ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса от иностранных государств заразных болезней животных БУ ЧР "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Госветслужбы Чувашии.
В данном случае проверочные мероприятия были проведены надзорным органом в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Россельхознадзора на 2017 год, утвержденным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 30.11.2016 N ФГИС ЕРП 2017070357, размещенным на официальных сайтах Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (http://wmpp.ru) и Управления Россельхознадзора (http://rsnadzor21.сар.га/).
Согласно размещенной на указанных сайтах информации целью проведения проверки являлось: выполнение требований ветеринарного законодательства, соблюдение лицензионных требований и условий, контроль в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"); проверка возможности выполнения лицензиатом выполняемых работ и оказываемых услуг (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Суды установили, что распоряжение Управления Россельхознадзора от 02.05.2017 N 02/23-ЧР о проведении плановой выездной проверки издано в соответствии частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ; акт проверки от 07.06.2017 N 02/23-ЧР составлен в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ, его типовая форма утверждена приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации Положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В рассматриваемом случае должностное лицо надзорного органа государственный инспектор Кузьмина Е.Б. действовала в соответствии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.05.2012 N 220 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", а также должностным регламентом уполномоченного проводить проверки, составлять протоколы, акты и другие документы об административных правонарушениях.
Нарушение требований частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ суды не установили.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу об отсутствии со стороны надзорного органа грубых нарушений положений Федерального закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А79-9237/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае должностное лицо надзорного органа государственный инспектор Кузьмина Е.Б. действовала в соответствии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.05.2012 N 220 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", а также должностным регламентом уполномоченного проводить проверки, составлять протоколы, акты и другие документы об административных правонарушениях.
Нарушение требований частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ суды не установили.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу об отсутствии со стороны надзорного органа грубых нарушений положений Федерального закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2018 г. N Ф01-2859/18 по делу N А79-9237/2017