г. Нижний Новгород |
|
21 сентября 2018 г. |
Дело N А29-1407/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2018, принятое судьей Гайдак И.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В., Черных Л.И., по делу N А29-1407/2018
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Подъемник" (ИНН: 1101132728, ОГРН: 1071101007317) штрафных санкций
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Подъемник" (далее - ООО "Подъемник", Общество) 1000 рублей штрафа, начисленного на основании решения от 09.11.2017 N 007S19170006009.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, проверка в отношении Организации проведена в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", который не регламентирует виды проводимых контрольных мероприятий, и в пределах срока, предусмотренного статьей 17 данного закона. По мнению Фонда, с заявлением о взыскании штрафа Управление обратилось в суд в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации; моментом исчисления срока для принятия мер по взысканию штрафа следует считать дату составления акта проверки.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Общества на основе сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходная) за апрель 2016 года, представленных 28.04.2016, формы РСВ-1 за полугодие 2016 года, представленной 16.08.2016, по результатам которой составило акт от 27.09.2017 N 007S18170006938.
В ходе проверки установлено, что Общество не представило в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении двух застрахованных лиц.
По результатам проверки заместитель начальника Управления вынес решение от 09.11.2017 N 007S19170006009 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" в виде взыскания штрафа в сумме 1000 рублей.
В адрес Общества Управление направило требование от 30.11.2017 N 007S01170161196 об уплате финансовой санкции в срок до 19.12.2017.
В добровольном порядке Общество штраф не уплатило, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 19, 22, 34, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьями 1, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о пропуске Управлением срока для взыскания штрафа в судебном порядке и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 01.01.2017, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В статьях 22, 34, 38, 39 Закона N 212-ФЗ, подлежащих применению до 01.01.2017, установлены сроки для проведения камеральной проверки (в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета), оформления результатов проверки, принятия решения, выставления требования.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что о совершенном Обществом правонарушении в части непредставления необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении двух застрахованных лиц, Фонду стало известно 16.08.2016, то есть в момент представления страхователем расчета по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года.
Следовательно, срок на взыскание санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в судебном порядке, исчисленный с учетом сроков для проведения камеральной проверки и оформления ее результатов, сроков принятия решения и выставления требования, срока для добровольного исполнения страхователем требования, на момент обращения Фонда в суд 05.02.2018 истек.
То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано в акте от 27.09.2017, не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафа с даты его принятия, так как данный акт составлен с нарушением установленного срока.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А29-1407/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 сентября 2018 г. N Ф01-4143/18 по делу N А29-1407/2018