г. Нижний Новгород |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А31-5639/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 25.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
при участии представителя
от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа":
Колесниковой Е.С. по доверенности от 05.04.2018
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.03.2018, принятое судьей Паниной С.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А31-5639/2017
по иску муниципального унитарного предприятия "Костромагорводоканал" (ИНН: 4401000622, ОГРН: 1024400535356 )
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (ИНН: 7841443420, ОГРН: 1117847144876),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации",
Федеральное государственное казенное военное учреждение высшего профессионального образования "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании задолженности
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Костромагорводоканал" (далее Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее
Учреждение) о взыскании 718 845 рублей 72 копеек задолженности по оплате оказанных с февраля по март 2017 года услуг холодного водоснабжения и водоотведения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, суд привлек акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - общество "ГУ ЖКХ"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГК ВУ ВПО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Министерства обороны Российской Федерации".
Арбитражный суд Костромской области решением от 19.03.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018, удовлетворил исковые требования, посчитав доказанными факты оказания Обществом спорных услуг и возникновения у Учреждения обязанности по их оплате.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.07.2017 и постановление от 05.10.2017 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, суды надлежащим образом не исследовали фактические обстоятельства дела, что привело к принятию неправомерных судебных актов. Ответчик является казенным учреждением и при оказании ему услуг необходимо заключение государственного контракта. Однако в спорный период (февраль - март 2017 года) такой контракт между сторонами заключен не был. Государственный контракт N 0924, на который ссылается истец в обоснование своих требований, действовал с 01.01.2016 по 31.12.2016. Какие-либо документы, подтверждающие достижение сторонами соглашения о продлении срока действия государственного контракта N 0924, в дело не представлены. Вывод суда о том, что с января 2017 года спорные отношения регулируются заключенным на 2016 год государственным контрактом N 0924, необоснован и противоречит действующему законодательству.
Ответчик оспаривает утверждение судов о том, что факт оказания Предприятием услуг подтвержден надлежащим образом. Счета-фактуры, составленные истцом в одностороннем порядке, в отсутствие первичных документов бухгалтерского учета не являются надлежащими и достаточными доказательствами объема оказанных услуг.
Кроме того, Учреждение полагает, что исковые требования Предприятия предъявлены к ненадлежащему ответчику. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.06.2011 N 1089-р единственным поставщиком услуг водоснабжения для нужд учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, определено общество "ГУ ЖКХ". Именно к указанному обществу и должны быть предъявлены спорные требования.
В письменном отзыве на жалобу Министерство поддержало позицию заявителя кассационной жалобы, указав на незаконность и необоснованность обжалованных судебных актов.
В заседании окружного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 19.03.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А31-5639/2017 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Предприятие является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории города Костромы.
В 2016 году между Предприятием и Учреждением действовал государственный контракт N 0924, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду и осуществлять водоотведение объектов абонента.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2016 (пункт 4 контракта).
Расчетный период установлен в пункте 8 контракта и равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Срок действия контракта определен до 31.12.2016.
Предприятие направило Учреждению предложение заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения, проект возвращен структурным подразделением Учреждения с протоколом разногласий.
Истец с февраля по март 2017 года поставил ответчику холодную воду на общую сумму 718 845 рублей 72 копейки, выставил к оплате счета-фактуры от 28.02.2017 N 2563 и от 31.03.2017 N 2890.
Ненадлежащее исполнение Учреждением обязанности по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив аргументы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданско-правовые отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 28 Правил N 644).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций установили, что материалами дела подтвержден факт оказания истцом ответчику услуг водоснабжения и водоотведения с февраля по март 2017 года и их объем. Фактическое исполнение истцом своих обязательств подтверждается представленными в дело документами первичного бухгалтерского учета, в том числе актами оказанных услуг. Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорил расчет объемов потребленных ресурсов (оказанных услуг) и не представил судам ни контррасчет задолженности, ни исходные данные для такого контррасчета. Позиция Учреждения сводится к полному отказу от оплаты поставленных ресурсов (оказанных услуг).
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с ответчика спорную сумму задолженности.
Довод заявителя жалобы о том, что сторонами не был заключен государственный контракт, регулирующий спорные отношения, отклонен окружным судом, как противоречащий письму Учреждения от 11.04.2017 N 136/17, в котором оно просило Предприятие считать государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 0924 действующим в период с 01.01.2017 по 31.03.2017, а также части 8 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 80 Правил N 644, если учесть, что оферту о заключении договора направило именно Учреждение.
Аргумент подателя жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество "ГУ ЖКХ", был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в силу следующего.
Государственный контракт от 21.09.2015 N 4-ВКХ, заключенный Министерством обороны Российской Федерации и обществом "ГУ ЖКХ" на оказание услуг по поставке водных ресурсов для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций, действовал до 31.12.2016. Кроме того, в силу пункта 2.3 данного контракта в случае выбора гарантирующей организации и заключения договора холодного водоснабжения и (или) водоотведения между государственным заказчиком (иной организацией или учреждением, подведомственных государственному заказчику) и гарантирующей организацией по объектам водопотребления (водоотведения), в отношении которых услуги оказывались по контракту, а приходящийся на них объем услуг исключается из договорного объема водоснабжения и водоотведения.
Государственный контракт на водоснабжение и водоотведение спорных объектов был заключен между Предприятием и Учреждением, при этом с обществом "ГУ ЖКХ" договор на оказание услуг водоснабжения и водоотведения спорных объектов истец не заключал.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Суд округа не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.03.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А31-5639/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 28 Правил N 644).
...
Довод заявителя жалобы о том, что сторонами не был заключен государственный контракт, регулирующий спорные отношения, отклонен окружным судом, как противоречащий письму Учреждения от 11.04.2017 N 136/17, в котором оно просило Предприятие считать государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 0924 действующим в период с 01.01.2017 по 31.03.2017, а также части 8 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 80 Правил N 644, если учесть, что оферту о заключении договора направило именно Учреждение."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф01-3895/18 по делу N А31-5639/2017