г. Нижний Новгород |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А11-10763/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от ответчика: Волкова А.П. (доверенность от 05.07.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Владимирский химический завод" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018, принятое судьями Мальковой Д.Г., Большаковой О.А., Волгиной О.А., по делу N А11-10763/2017 Арбитражного суда Владимирской области
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
к публичному акционерному обществу "Владимирский химический завод" (ИНН: 3302000669, ОГРН: 1023303351587)
о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Владимирской области, муниципальное казенное учреждение "Управление гражданской защиты г. Владимира", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
и установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к публичному акционерному обществу "Владимирский химический завод" (далее - Общество) о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - специальное сооружение N 253 (мобилизационное имущество) площадью 419,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д. 81, литера 1В, номера помещений на поэтажном плане 1-18.
Иск мотивирован тем, что указанное помещение, являясь объектом гражданской обороны, согласно приложению N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности с Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) относится исключительно к федеральной собственности и не могло войти в состав имущества, подлежащего приватизации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Владимирской области, муниципальное казенное учреждение "Управление гражданской защиты г. Владимира", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 26.02.2018 отказал в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пунктах 35 и 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 " О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты своего права, поскольку Теруправление спорным объектом фактически не владеет и не обладает зарегистрированным правом на него.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.06.2018 отменил решение суда первой инстанции и признал право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - специальное сооружение N 253 (мобилизационное имущество) площадью 419,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д. 81, литера 1В, номера помещений на поэтажном плане 1-18.
Сославшись на статью 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 раздела III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", с учетом разъяснений, данных в пункте 59 Постановления N 10/22
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что суд второй инстанции не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела доказательственной базе, необоснованно усмотрел правовые основания для удовлетворения заявленного иска и пришел к ошибочным выводам о том, что спорное имущество является федеральной собственностью в силу прямого указания закона и из состава федеральной собственности в установленном законом порядке не выбывало.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства иные участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя ответчика, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области "О преобразовании государственного предприятия Владимирского химического завода в акционерное общество открытого типа "Владимирский химический завод" от 30.09.1992 N 310 был утвержден план приватизации Владимирского химического завода и определен способ приватизации в форме продажи долей (акций) в его капитале; постановлено ликвидировать государственное предприятие Владимирский химический завод как юридическое лицо и учредить на его основе акционерное общество открытого типа "Владимирский химический завод" с уставным капиталом в размере 333 707 000 руб.; утвержден устав АООТ "Владимирский химический завод".
Общество 23.12.2002 осуществило государственную регистрацию права собственности на нежилое здание - гараж с бытовыми помещениями общей площадью 2456,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д. 81.
При этом специальное сооружение N 253 (мобилизационное имущество) площадью 419,6 кв. м является частью вышеназванного здания гаража.
Согласно выписке из реестра федерального имущества N 263/3 от 23.11.2015 спорный объект гражданской обороны является собственностью Российской Федерации.
Посчитав спорный объект недвижимого имущества федеральной собственностью, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законом интересов в порядке, установленном названным кодексом.
В пункте 59 Постановления N 10/22 разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении N 10/22, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр.
В силу пункта 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны.
Защитные сооружения гражданской обороны - инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от 15.12.2002 N 583 объекты гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты оборонного производства, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях N 1-3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что спорные помещения являются объектом гражданской обороны (паспорт убежища N 253 от 20.02.1980, убежище введено в эксплуатацию в 1973 году, класс защиты убежища третий).
В соответствии с распоряжением губернатора Владимирской области от 19.08.2013 N 349-р на территории Владимирской области проведена инвентаризация ЗС ГО. По итогам инвентаризации на учете в Главном управлении МЧС России по Владимирской области спорный объект числится как защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер N 253-34), расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 81. Форма собственности федеральная, состояние ЗС ГО N 292-34 оценивается как "не готово" к приему укрываемых (выписка из инвентаризационной ведомости ЗС ГО города Владимира по состоянию на 30.07.2014, акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны N 253 от 07.06.2017, копия инвентаризационной карточки N 34/253).
Действующим на момент приватизации Владимирского химического завода законодательством был установлен особый порядок приватизации объектов гражданской обороны, в соответствии с которым приватизация объектов гражданской обороны могла быть осуществлена только по решению Правительства Российской Федерации (пункт 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1).
Суд установил, что соответствующее решение о приватизации спорного имущества Правительство Российской Федерации не принимало и пришел к правильному выводу о том, что спорный объект гражданской обороны не может считаться отчужденным из государственной собственности.
Из плана приватизации усматривается, что объекты гражданской обороны (Приложение N 2 Плана приватизации) были исключены из состава приватизируемого имущества Владимирского химического завода, на что прямо указано пункте 8 подраздела I первого раздела Плана приватизации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства свидетельствующие об изменении статуса спорного имущества (его функционального назначения с объектов гражданской обороны на иное) и выбытия его из государственной собственности в материалы дела не представлены.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил имеющуюся в деле доказательственную базу и пришел к правильному выводу о том, что спорные помещения являются федеральной собственностью в силу прямого указания Закона и не выбывали из владения и состава федеральной собственности в установленном законом порядке.
Доводы заявителя об обратном направлены на переоценку представленной в материалы дела доказательственной, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 по делу N А11-10763/2017 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Владимирский химический завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты оборонного производства, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях N 1-3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства свидетельствующие об изменении статуса спорного имущества (его функционального назначения с объектов гражданской обороны на иное) и выбытия его из государственной собственности в материалы дела не представлены."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф01-3931/18 по делу N А11-10763/2017