г. Нижний Новгород |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А43-48051/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Лебедева С.П. (в судебном заседании 10.10.2018, доверенность
от 01.06.2018 N Д-НН/151), Хлюневой Т.В. (доверенность от 01.06.2018 N Д-НН/163),
от заинтересованного лица: Кошелевой И.А. (доверенность от 16.05.2018 N МТ-03/2257),
Сажина В.В. (в судебном заседании 10.10.2018, доверенность от 04.07.2018 N МТ-03/3189),
от третьего лица: Максимчевой С.А. (в судебном заседании 10.10.2018,
доверенность от 12.04.2018 N 7),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2018, принятое судьей Леоновым А.В., по делу N А43-48051/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис",
и установил:
публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 28.09.2017 по делу N 1341-ФАС52-03/17 о нарушении антимонопольного законодательства и выданного на его основании предписания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - ООО "Энергосервис").
Суд решением от 20.06.2018 заявленные требования удовлетворил.
Первый арбитражный апелляционный суд определениями от 02.08.2018 и от 18.09.2018 возвратил апелляционную жалобу Управления в связи с пропуском срока на обжалование.
Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Рассматриваемые действия (бездействия) Общества привели к невозможности ООО "Энергосервис" своевременно заключить с сетевой организацией дополнительные соглашения на компенсацию потерь, возникающих на объектах, расположенных в Шатковском и Лукояновском районах Нижегородской области, что привело к ущемлению интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии. Указанные действия могут быть расценены как монополистическая деятельность, запрещенная частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Представитель ООО "Энергосервис" возражений против жалобы не высказал, отзыв не представлен.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.10.2018 до 17.10.2018.
После перерыва ООО "Энергосервис" явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.03.2017 в Управление поступило обращение ООО "Энергосервис" на действия Общества, связанные с нарушением срока восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении объектов заявителя, расположенных в Шатковском и Лукояновском районах Нижегородской области, к электрическим сетям Общества.
Управление в отношении Общества возбудило дело N 1341-ФАС52-03/17 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в ходе рассмотрения которого установило, что 05.10.2016 ООО "Энергосервис" обратилось в Общество с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов заявителя к электрическим сетям сетевой организации. Однако по истечении 15 дней, установленных действующим законодательством, восстановленные (переоформленные) документы заявителю не направлены.
По результатам рассмотрения данного дела комиссия Управления приняла решение от 28.09.2017, в соответствии с которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения установленного действующим законодательством срока восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении объектов ООО "Энергосервис", расположенных в Шатковском и Лукояновском районах Нижегородской области, что привело к ущемлению интересов последнего при осуществлении им предпринимательской деятельности.
На основании данного решения Обществу выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Общество не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9.21 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьями 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), статьями 10 и 50 Закона о защите конкуренции, пунктами 57, 72 и 73 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспоренные решение и предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
На основании пункта 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае восстановления утраченных документов о технологическом присоединении.
В подпункте "а" пункта 72 Правил N 869 установлено, что при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 данных правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с данными правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
В соответствии с пунктом 73 Правил N 861 в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативнодиспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с данными Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия па основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 данных Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Таким образом, срок восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении объектов заявителя составляет 15 дней.
Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 Разъяснений N 7 Президиума ФАС России "Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении", утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15 (далее - Разъяснения N 7), со вступлением Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 250-ФЗ) в силу нормам статьи 9.21 КоАП РФ придан специальный по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП РФ характер.
Указанный вывод следует из описания диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП в действующей редакции, согласно которой административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений указывают на необходимость при квалификации административных правонарушений учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП РФ перед ее общими нормами (например, пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП РФ, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21, а не по статье 14.31 КоАП РФ.
Из пункта 5.1 Разъяснений N 7 следует, что в случае получения антимонопольным органом сообщений, заявлений, обращений о нарушении Правил N 861 или самостоятельного выявления административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган обязан немедленно составить протокол и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При этом согласно части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Следовательно, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, а также выдача предупреждения в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, при выявлении факта нарушения Правил N 861, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, учитывая специальный характер статьи 9.21 КоАП РФ, будут нарушать требования статей 4.1 и 28.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установил суд, в рассматриваемом случае Общество в установленный срок не направило ООО "Энергосервис" восстановленные (переоформленные), что противоречит Правилам N 861. Бездейстие Общества образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что указанное бездействие Общества необоснованно квалифицировано Управлением как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и удовлетворил заявленное требование.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационных жалобах доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле.
Арбитражный суд Нижегородской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2018 по делу N А43-48051/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 5.1 Разъяснений N 7 следует, что в случае получения антимонопольным органом сообщений, заявлений, обращений о нарушении Правил N 861 или самостоятельного выявления административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган обязан немедленно составить протокол и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При этом согласно части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Следовательно, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, а также выдача предупреждения в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, при выявлении факта нарушения Правил N 861, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, учитывая специальный характер статьи 9.21 КоАП РФ, будут нарушать требования статей 4.1 и 28.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установил суд, в рассматриваемом случае Общество в установленный срок не направило ООО "Энергосервис" восстановленные (переоформленные), что противоречит Правилам N 861. Бездейстие Общества образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что указанное бездействие Общества необоснованно квалифицировано Управлением как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и удовлетворил заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2018 г. N Ф01-4481/18 по делу N А43-48051/2017
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4481/18
18.09.2018 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6686/18
02.08.2018 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6686/18
20.06.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-48051/17