г. Нижний Новгород |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А29-14606/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Бабаева С.В., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия Энергия муниципального образования муниципального района Сыктывдинский на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу А29-14606/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" (ИНН: 1109008257 ОГРН: 1071109000060)
к муниципальному унитарному предприятию "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (ИНН: 1109009927 ОГРН 1111109000606),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля),
об обязании произвести перерасчет
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Предприятие) об обязании произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год в многоквартирном доме N 21, расположенном по адресу Республика Коми, Сыктывдинский район, село Зеленец, 2 квартал, исключив из начислений значение Рkpi в формуле, предусмотренной пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), оплату тепловой энергии за июль 2019 года в количестве 39,267 гигакалории в сумме 103 563 рубля 90 копеек, за август 2019 года в количестве 126,526 гигакалории в сумме 333 707 рублей 13 копеек, за октябрь 2019 года в количестве 14,372 гигакалории в сумме 37 904 рубля 84 копейки.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 02.08.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023, удовлетворил иск.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что произведенный истцом контррасчет тепловой энергии за период с 23.07.2019 по 17.10.2019 по спорному многоквартирному дому не соответствует требованиям Правил N 354, поскольку в пункте 59(1) этих правил указано, что среднемесячный показатель применяется не более трех расчетных периодов, начиная с момента отсутствия прибора учета. Применение пункта 59(1) Правил N 354 при расчете корректировки в формуле 3(4), указанной в приложении N 2 к Правилам 354, показатель Pkpi при выборе способа расчетов равномерно в течение календарного года предусматривается в соответствии с указанным пунктом, а именно начиная с даты отсутствия прибора учета, однако истец начинает применять пункт 59(1) Правил N 354 только с начала отопительного периода, а именно с 30.08.2019. При выборе способа расчетов за тепловую энергию на территории Республики Коми утверждены нормативы на весь календарный год, в том числе в летний неотопительный период, соответственно применение пунктов 59(1), 60(1) Правил N 354 при данном выборе способа необходимо производить в любом календарном месяце календарного года. Суды неправильно определили фактические обстоятельства по делу со ссылкой на то, что после окончания отопительного сезона ресурсоснабжающая организация начислила собственникам и нанимателям жилых помещений спорного многоквартирного дома за отопление по нормативу, хотя данная услуга фактически ею не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет управление многоквартирным домом N 21, расположенным по адресу Республика Коми, Сыктывдинский район, село Зеленец, 2 квартал.
Предприятие является ресурсоснабжающей организацией на территории сельского поселения "Зеленец".
Между ответчиком и собственниками, нанимателями помещений спорного многоквартирного дома заключены договоры на предоставление коммунальных услуг.
Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в спорном доме производится равномерно в течение календарного года на основании постановления Правительства Республики Коми от 29.09.2016 N 462 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Коми" и пунктов 42(1) и 42(2) Правил N 354.
Предприятие в связи с тем, что 23.07.2019 общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в спорном доме, снят на поверку, а новый - установлен в октябре 2018 года, произвело корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год (с перерасчетом в 2021 году) на основании пункта 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за июль и август 2019 года и исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению за октябрь 2019 года.
Общество посчитало корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению за июль, август, октябрь 2019 года незаконной, поскольку вне отопительного периода (29.05.2019 по 29.08.2019) услуга по отоплению не оказывалась, и направило Предприятию претензию, в которой просило произвести перерасчет платы, исключив из начислений значение Рkpi в формуле, предусмотренной пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354.
Ответчик перерасчет не произвел, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период на объект, находящийся под управлением ответчика, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Разногласия сторон сводятся к определению объема поставленного ресурса.
В случае если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом этих правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 15 Закона Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1). Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9). Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 42(2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с первого июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4): Pi = Pkpi - PNopi, где: Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59 (1) и 60 (1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов; PNopi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3 (1) и 3 (3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3 (5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Согласно пункту 59 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 этих правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 по истечении указанного в пункте 59 (1) этих правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) (абзац второй) Правил N 354.
Под тремя расчетными периодами следует понимать промежуток времени в три месяца с момента выхода прибора учета из строя (применительно к статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), который истекает в соответствующее число последнего месяца срока (пункт 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенный пунктами 59, 59(1) Правил N 354, не включает в себя периоды, в течение которых такая коммунальная услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе, постановления администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 27.05.2019 N 5/487 и от 26.08.2019 N 8/987, акт демонтажа счетчика теплоэнергии от 22.07.2019, акт пломбирования оборудования и коммуникаций от 18.10.2019, суды первой и апелляционной инстанций установили, что прибор учета тепловой энергии был снят для поверки 22.07.2019 и в летние месяцы 2019 года ресурсоснабжающая организация не оказывала коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для начисления платы за тепловую энергию, поставленную в июле и августе 2019 года, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, поскольку значение Рkpi равно 0, в октябре 2019 года - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, поскольку в данном случае размер платы за тепловую энергию должен определять исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
Возражения, приводимые Предприятием в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны суда апелляционной инстанции и отклонены с подробным изложением причин в мотивировочной части обжалуемого судебного акта. Оснований не согласиться с выводами апелляционного суда судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судом установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Между тем, возражения заявителя, которые фактически повторяют утверждения, которые были исследованы и правомерно отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Новые доводы со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами двух инстанций доказательства заявитель кассационной жалобы не привел.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А29-14606/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 60 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 по истечении указанного в пункте 59 (1) этих правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) (абзац второй) Правил N 354.
Под тремя расчетными периодами следует понимать промежуток времени в три месяца с момента выхода прибора учета из строя (применительно к статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), который истекает в соответствующее число последнего месяца срока (пункт 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенный пунктами 59, 59(1) Правил N 354, не включает в себя периоды, в течение которых такая коммунальная услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2024 г. N Ф01-8637/23 по делу N А29-14606/2022