Нижний Новгород |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А43-40220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Чадовой В.А. (доверенность от 18.06.2018),
от ответчика: Бурдиной Е.В. (доверенность от 25.01.2018 N 18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Нижегородской области"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2018,
принятое судьей Игнатьевой О.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018,
принятое судьями Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
по делу N А43-40220/2017
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения
Нижегородской области "Городская клиническая больница N 12 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" (ИНН: 5263013200, ОГРН: 1025204410880)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области"
(ИНН: 5260010401, ОГРН: 1025203032315)
о взыскании 10 150 рублей 32 копеек
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 12 Сормовского района г. Нижнего Новгорода" (далее - ГБУЗ НО "ГКБ N 12", Больница) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области" (далее - Военный комиссариат Нижегородской области, Учреждение) о взыскании 10 150 рублей 32 копеек компенсации заработной платы медицинским работникам, проводившим медицинское освидетельствование граждан с мая по июль 2017 года.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2018 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 решение суда оставлено без изменения.
Военный комиссариат Нижегородской области не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, и Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. По его мнению, представленный истцом расчет средней заработной платы является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением норм действующего законодательства. Учреждение указывает, что компенсации подлежит сохраненный и выплаченный средний заработок, тогда как в период с июля 2016 года по май 2017 года фактически начисление заработной платы медицинской сестре Легошиной Г.Г. не производилось.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ГБУЗ НО "ГКБ N 12" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Военный комиссариат Нижегородской области (заказчик) и ГБУЗ НО "ГКБ N 12" (исполнитель) заключили договор от 09.01.2017 N 126 о порядке возмещения расходов на обеспечение медицинского освидетельствования призывников.
На основании пункта 1.1 данный договор составлен в соответствии с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 29.05.2006) и определяет порядок компенсации расходов, понесенных ГБУЗ НО "ГКБ N 12" в связи с реализацией названного закона.
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязался выделить врачей-специалистов и средний медицинский персонал в отдел Военного комиссариата Нижегородской области по Сормовскому и Московскому районам для проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
На период проведения указанных мероприятий исполнитель сохраняет и выплачивает врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу среднюю заработную плату (пункт 2.1.2 договора).
В пунктах 4.1, 4.2 договора определено, что выплата компенсации исполнителю осуществляется в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, на основании представленных заказчику документов, подтверждающих фактически понесенные им расходы: счетов, счетов-фактур, табеля рабочего времени, сведений о размере фактических расходов на оплату труда медицинского персонала, расчета среднего заработка, произведенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
С мая по июль 2017 года Больница выделила врачей-специалистов и средний медицинский персонал в отдел Военного комиссариата Нижегородской области по Сормовскому и Московскому районам для проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан, в связи с чем предъявила Учреждению на оплату счета от 31.05.2017 N 433, от 30.06.2017 N 530, от 31.07.2017 N 590 на общую сумму 344 082 рубля 02 копейки.
Ненадлежащее исполнение Учреждением обязанности по возмещению расходов на обеспечение медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан послужило основанием для обращения Больницы в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1, 5, 5.1, 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности компенсировать истцу расходы в спорной сумме и удовлетворили иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704).
В подпункте 3 пункта 2 названных Правил определено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В силу пункта 3 Правил N 704 компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение N 922).
В пункте 2 Положения N 922 установлено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в том числе, заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; заработная плата, выданная в неденежной форме; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права медицинскому учреждению подлежит компенсация расходов, связанных с выплатой привлеченным к работе в призывной комиссии сотрудникам медицинских учреждений среднего заработка, расчет которого осуществляется из фактически начисленной работнику заработной платы в определенной период, в которую включаются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и Учреждение не оспаривает, что с мая по июль 2017 года медицинский персонал ГБУЗ НО "ГКБ N 12" осуществлял деятельность по освидетельствованию и медицинскому обследованию лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Спор между сторонами связан с отказом Военного комиссариата Нижегородской области компенсировать Больнице 10 150 рублей 32 копейки, составляющие выплаченную медицинской сестре Легошиной Г.Г. с мая по июль 2017 года надбавку к должностному окладу за классность.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что данная надбавка установлена медицинской сестре Легошиной Г.Г. на основании приказа Министерства здравоохранения от 08.09.2016 N 687-л, приказа ГБУЗ НО "ГКБ N 12" от 18.10.2016 N 1804, дополнительного соглашения к трудовому договору от 09.01.2014 N 1, и в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 08.09.2015 N 571 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области" является выплатой стимулирующего характера и входит в систему оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области.
Согласно трудовому договору от 09.01.2014 N 1, приказу ГБУЗ НО "ГКБ N 12" от 09.01.2014 N 4л/с, штатному расписанию на 2017 год, выписке из трудовой книжки Легошина Г.Г. принята на должность медицинской сестры военно-врачебной комиссии в поликлинику N 1. Согласование табеля учета использования рабочего времени и выплата заработной платы производится главным врачом Больницы.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что факт несения истцом затрат на выплату заработной платы медицинской сестре Легошиной Г.Г. с учетом надбавки за классность подтвержден материалами дела.
Данное фактическое обстоятельство материалам дела не противоречит.
На основании изложенного, приняв во внимание, что Военный комиссариат Нижегородской области, которому выделены соответствующие средства, не возместил ГБУЗ НО "ГКБ N 12" спорные затраты, суды правомерно удовлетворили требование Больницы о взыскании с Учреждения 10 150 рублей 32 копеек компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учреждение заявило ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Рассмотрев данное ходатайство, суд округа счел его подлежащим удовлетворению и на основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации освободил Учреждение от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А43-40220/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение N 922).
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что факт несения истцом затрат на выплату заработной платы медицинской сестре Легошиной Г.Г. с учетом надбавки за классность подтвержден материалами дела.
Данное фактическое обстоятельство материалам дела не противоречит.
На основании изложенного, приняв во внимание, что Военный комиссариат Нижегородской области, которому выделены соответствующие средства, не возместил ГБУЗ НО "ГКБ N 12" спорные затраты, суды правомерно удовлетворили требование Больницы о взыскании с Учреждения 10 150 рублей 32 копеек компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 октября 2018 г. N Ф01-4728/18 по делу N А43-40220/2017