Нижний Новгород |
|
26 октября 2018 г. |
Дело N А43-42043/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заявителя: Максимовой И.А., доверенность от 22.10.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2018,
принятое судьей Беляниной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-42043/2017
по заявлению Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации
к Управлению Судебного департамента в Нижегородской области
(ОГРН: 1025203038475, ИНН: 52600073063)
о взыскании 35 315 рублей 76 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Жоголева Ольга Сергеевна, Лочмелис Елена Александровна,
и установил:
Государственное учреждение - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Управлению Судебного департамента в Нижегородской области (далее - Управление) о взыскании 35 315 рублей 76 копеек излишне понесенных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жоголева Ольга Сергеевна, Лочмелис Елена Александровна.
Решением суда от 05.04.2018 заявленное требование удовлетворено частично: с Управления в пользу Фонда взыскано 8769 рублей 80 копеек. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Фонд не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применили нормы процессуального права. По мнению Фонда, им понесены излишние расходы на выплату пособий Жоголевой О.С., так как Управление при заполнении листков нетрудоспособности и электронного реестра не указало не страховые периоды застрахованного лица. При зачете в страховой стаж застрахованного лица не страховых периодов оплата пособий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Завершение финансового года, в котором начислено страховое обеспечение, исключает возможность получения межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя и просило оставить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций без изменения, мотивированный отзыв на кассационную жалобу не представило.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления и третьих лиц.
Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел выездную проверку в отношении Управления по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составил акт от 30.09.2016 N 257/ПДС.
Фонд в ходе проверки установил, что Управление представило недостоверные сведения, а именно: указаны неверные сведения о периоде оплаты больничного листа N 133672026118 застрахованного лица Жоголевой О.С. (один день оплачен по предыдущему больничному листу N 146979257576); не указаны не страховые периоды стажа застрахованного лица Жоголевой О.С., что не позволило Фонду возместить расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; указаны неверные сведения о сумме среднего заработка за расчетный период застрахованного лица Лочмелис Е.А.
Рассмотрев материалы проверки, Фонд вынес решение от 02.11.2016 N 925/ПДС, в котором Управлению предложено в добровольном порядке возместить 50 558 рублей 75 копеек расходов, излишне понесенных Фондом в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.
Фонд направил Управлению требование от 30.11.2016 N 522/ПДС о возмещении излишне понесенных расходов в срок до 19.12.2016.
Неисполнение Управлением требования в установленный срок явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 242, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", статьями 3, 13,16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о взыскании расходов, понесенных Фондом в связи с неотражением Управлением сведений о не страховом стаже застрахованного лица, поскольку заявитель не лишен возможности восстановить понесенные расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части.
В силу части 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
На основании части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 постановления от 18.07.2018 N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более - лишать их юридической силы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 421-О).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что при заполнении реестров сведений для выплате пособий по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Жоголевой О.С. Управление не указало не страховые периоды стажа данного работника (с 01.01.2007 по 19.09.2011), что привело к выплате пособия за счет средств бюджета Фонда.
Вместе с тем, ввиду отсутствия иных нарушений в представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности на сумму 26 545 рублей 96 копеек оснований полагать, что Фонд излишне понес расходы в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, не имеется, поскольку в силу части 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ заявитель не лишен возможности восстановить понесенные им расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Фондом требования в данной части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 по делу N А43-42043/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 постановления от 18.07.2018 N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более - лишать их юридической силы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 421-О).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что при заполнении реестров сведений для выплате пособий по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Жоголевой О.С. Управление не указало не страховые периоды стажа данного работника (с 01.01.2007 по 19.09.2011), что привело к выплате пособия за счет средств бюджета Фонда.
Вместе с тем, ввиду отсутствия иных нарушений в представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности на сумму 26 545 рублей 96 копеек оснований полагать, что Фонд излишне понес расходы в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, не имеется, поскольку в силу части 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ заявитель не лишен возможности восстановить понесенные им расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 октября 2018 г. N Ф01-4805/18 по делу N А43-42043/2017