Нижний Новгород |
|
07 ноября 2018 г. |
Дело N А39-10045/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 07.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2018,
принятое судьей Александровым С.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.
по делу N А39-10045/2017
по заявлению администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,
и установил:
администрация Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, уполномоченный орган) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выразившегося в непредставлении в муниципальную собственность Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровым номером 58:18:0941501:651 площадью 1 575 500 квадратных метров, с кадастровым номером 58:18:0941501:652 площадью 161 500 квадратных метров, с кадастровым номером 58:18:0000000:861 площадью 1 700 000 квадратных метров. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченные органы устранить допущенное нарушение прав.
Требования мотивированы бездействием уполномоченного органа и Росимущества, которые привели к нарушению прав Администрации, предусмотренных статьей 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 03.04.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018, удовлетворил требования, обязал уполномоченный орган передать из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области спорные земельные участки; отказал в удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просило отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель в кассационной жалобе от 12.09.2018 ссылается на отсутствие у него полномочий по принятию самостоятельного решения о передаче земельных участков площадью более десяти гектаров в муниципальную собственность. Кассатор настаивает, что Администрация не представила доказательств нарушения своих прав, связанных с бездействием уполномоченных органов. Кроме того, МТУ Росимущества полагает, что спорные земельные участки не прошли кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства (отсутствуют сведения о границах земельных участков), что является основанием для отказа в передаче участков в муниципальную собственность.
Согласно кассационной жалобе от 17.09.2018 уполномоченный орган, помимо ранее заявленных доводов, дополнительно указал на то, что суды не учли существенные обстоятельства, являющиеся препятствиями для передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность в соответствии с главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, согласно протоколам заочного голосования от 28.09.2017 N 12, от 06.02.2018 N 1 приняла решения о передаче органам государственной власти Пензенской области осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимся в федеральной собственности земельными участками с кадастровыми номерами 58:18:0000000:861 и 58:18:0941501:651 соответственно. В деле отсутствует картографический материал на дату обращения муниципалитета в уполномоченный орган, следовательно, суды не исследовали генеральный план муниципального поселения и не проверили, входят ли спорные земельные участки в границы поселения. Земельный участок с кадастровым номером 58:18:0941501:652, по мнению МТУ Росимущества, может располагаться в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, так как находится вблизи реки Пензятки, что не было предметом исследования в судах нижестоящих инстанций.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и дате судебного заседания, не обеспечили явку представителей, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу. Администрация обратилась в суд с ходатайством о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, направила в суд отзыв, в котором просила оставить в силе обжалованные судебные акты.
До рассмотрения жалобы по существу Администрация обратилась в окружной суд с ходатайством об отказе от иска в части требования об обязании передать в муниципальную собственность Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровым номером 58:18:0941501:651, площадью 1 575 500 квадратных метров, с кадастровым номером 58:18:0000000:861, площадью 1 700 000 квадратных метров.
Суд округа отказал в принятии заявления о частичном отказе от требований, поскольку в полномочий суда кассационной инстанции не входит принятие отказа от иска и прекращения производства по делу по правилам пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отказ от иска в силу действующего процессуального законодательства может быть заявлен в суде первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационных жалоб и письменного отзыва, суд кассационной инстанции установил следующее.
Глава Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области обратился с заявлением (исходящий N 703 от 30.10.2017) в МТУ Росимущества о передаче в порядке статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 58:18:0941501:651, 58:18:0941501:652, 58:18:0000000:861 в муниципальную собственность Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
МТУ Росимущества в письме от 27.11.2017 N 12337 сообщило заявителю об отсутствии у него полномочий на принятие решения по вопросу передачи в муниципальную собственность земельных участков площадью свыше 10 гектаров и направлении поступившего обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Считая, что со стороны МТУ Росимущества и Росимущества усматривается незаконное бездействие, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1.) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Республики Мордовия и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем доводы об отсутствии полномочий самостоятельно распоряжаться земельными участками, площадью более десяти гектар, отклоняются за несостоятельностью.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен в статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Администрация направила заявление в МТУ Росимущества 30.10.2017, оно соответствовало требованиям законодательства по форме и содержанию, исходило от уполномоченного должностного лица.
В установленный законом месячный срок заявление Администрации не рассмотрено по существу.
Окружной суд признал обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о наличии оснований признать незаконным бездействие МТУ Росимущества, связанное с непринятием решения по заявлению, по причине отсутствия доказательств соблюдения уполномоченным органом месячного срока (до 30.11.2017) для рассмотрения заявления заинтересованного органа местного самоуправления, являющегося императивным, и принятия решения по существу.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание следующее.
Суд первой инстанции, признав бездействие МТУ Росимущества незаконным, в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
При этом закон, иные нормативные источники не устанавливают перечня восстановительных мер, либо условий, в которых должны назначаться те или иные меры.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Кроме того, следует учитывать так же, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Соответственно, применяя восстановительную меру, суд должен соблюдать принцип разделения властей и не может нарушать самостоятельность исполнительной власти, то есть не может обязывать совершать органы исполнительной власти какие-либо иные действия, кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом обжалования.
Администрация в заявлении в суд первой инстанции просит в качестве восстановительной меры обязать МТУ Росимущества предоставить в муниципальную собственность Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области спорные земельные участки.
Однако бездействие уполномоченного органа, связанное с нерассмотрением по существу заявления о предоставлении спорных земельных участков в муниципальную собственность, свидетельствует об отсутствии анализа представленных Администрацией документов, то есть фактически не реализованы полномочия регулирующего органа на их оценку в порядке, установленном земельным законодательством, в связи с чем восстановительная мера в виде обязания МТУ Росимущества передать Администрации спорные земельные участки, приведенные в заявлении от 30.10.2017 N 703, не может быть применена.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся правомерности и обоснованности предоставления спорных земельных участков в муниципальную собственность, свидетельствует о том, что при принятии решения за уполномоченный орган суды нижестоящих инстанций не имели в полном объеме документов, необходимых для рассмотрения по существу вопроса о передаче спорных земельных участков.
Обозначенные кассатором обстоятельства, по мнению суда кассационной инстанции, имеют существенное значение для рассмотрения вопроса, входящего в компетенцию уполномоченного органа, связанного с обоснованностью и правомерностью передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность.
В случае несоблюдения МТУ Росимущества срока рассмотрения заявления Администрации от 30.10.2017 соразмерной восстановительной мерой будет являться возложение на уполномоченный орган обязанности по рассмотрению заявления по существу в порядке, предусмотренном названными нормами действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд округа считает, что обжалованные судебные акты следует изменить в части восстановительной меры - обязания МТУ Росимущества передать из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области спорные земельные участки и принять в этой части новое решение об устранении нарушенных прав заявителя путем возложения на МТУ Росимущества обязанности по рассмотрению по существу заявления Администрации.
Не передавая дело на новое рассмотрение, суд округа счел возможным изменить решение и постановление в части применения мер для восстановления нарушенного права Администрации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части обжалованные судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине суд округа не рассматривал, поскольку участники спора в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О СТ А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу N А39-10045/2017 изменить.
Изложить абзацы первый и второй резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2018 по делу N А39-10045/2017 в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в непринятии в установленные законом сроки решения по заявлению главы Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 30.10.2017 N 703 о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области земельных участков из земель населенных пунктов: с кадастровым номером 58:18:09941501:651 площадью 1 575 500 квадратных метров, с кадастровым номером 58:18:0941501:652 площадью 161 500 квадратных метров, с кадастровым номером 58:18:0000000:861 площадью 1 700 000 квадратных метров.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 30.10.2017 N 703 решение о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2018 по делу N А39-10045/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Кроме того, следует учитывать так же, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
...
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу N А39-10045/2017 изменить.
Изложить абзацы первый и второй резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2018 по делу N А39-10045/2017 в следующей редакции:"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2018 г. N Ф01-4903/18 по делу N А39-10045/2017