г. Нижний Новгород |
|
13 ноября 2018 г. |
Дело N А43-2253/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 02.03.2018 N 515-00-532/18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.05.2018, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А43-2253/2018
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области от 18.12.2017 N 515-07-279/2017,
третье лицо - Козлова Марина Вячеславовна,
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 18.12.2017 N 515-07-279/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Козлова Марина Вячеславовна (далее (далее - Козлова М.В.).
Решением суда первой инстанции от 24.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2018, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
ПАО "ТНС энерго НН" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили подпункт "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в котором предусмотрено, что включение текста уведомления потребителя в платежный документ считается надлежащим способом уведомления о предстоящем ограничении и приостановлении подачи электрической энергии; сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Материалами дела подтверждается, что платежный документ был доставлен третьему лицу, само приостановление было осуществлено по истечении 20 дней со дня доставки уведомления.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Общество и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа исполняющего обязанности начальника Арзамасского отдела Инспекции от 20.09.2017 N 515-07-279/2017 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело в отношении ПАО "ТНС энерго НН" внеплановую документарную проверку по обращению Козловой М.В. о незаконном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: Нижегородская область, Починковский район, поселок Ужовка, улица Лесная, дом 9, квартира 1.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.12.2017 N 515-07-279/2017.
По окончании проверочных мероприятий Инспекция выдала ПАО "ТНС Энерго НН" предписание от 18.12.2017 N 515-07-279/2017 об устранении выявленных нарушений путем перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 153, 161, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральными законами от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами N 354, пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и стороны не оспаривают, что предписание принято Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга по электроснабжению, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами N 354, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4 Правил N 354).
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
Согласно пункту 114 Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 117 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
В пункте 119 Правил N 354 установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Следовательно, факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления).
Указанное означает, что, несмотря на расширение способов доведения до потребителя-должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, факт фиксации и дата доставки потребителю уведомления остаются юридически значимыми и подлежащими подтверждению исполнителем коммунальной услуги.
Как видно из материалов дела, в связи с образовавшейся задолженностью потребителю Козловой М.В., проживающей по адресу: Нижегородская область, Починковский район, поселок Ужовка, улица Лесная, дом 9, квартира 1, было приостановлено предоставление коммунальной услуги электроснабжения 15.08.2017, что подтверждается актом от 15.08.2017 N 82.
Уведомление о наличии задолженности за потребленную электроэнергию, и предупреждение о последствиях непогашения задолженности в виде приостановления подачи электроэнергии с 10.08.2017 Общество направило потребителю-должнику посредством включения названной информации в платежный документ за услуги энергоснабжения за июнь 2017 года.
При этом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие дату доставки Козловой М.В. указанного платежного документа.
Суды правильно посчитали, что копии договоров на оказание услуг от 21.12.2016 N 373-юр, заключенного с ООО "Энергоконтроль"; на доставку извещений от 09.01.2017 N 172/2017, заключенного ООО "Энергоконтроль" и ФГУП "Почта России"; реестра доставки документов от 30.06.2017 и акта приема-передачи извещений для доставки населению по почтампу Починки от 30.06.2017, не позволяли бесспорно и однозначно установить конкретную дату доставки (получения) Козловой М.В. квитанции с уведомлением о наличии задолженности и возможном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в случае неоплаты данной задолженности.
Иных доказательств, подтверждающих надлежащим образом факт и дату получения Козловой М.В. предупреждения об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, ПАО "ТНС энерго НН2" не представило.
Таким образом, поскольку Козлова М.В. не была надлежащим образом уведомлена о наличии задолженности и возможности отключения услуги электроснабжения, вывод судов о нарушении Обществом процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжения, определенной Правилами N 354, является правильным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу предписания, которое содержало законные и обоснованные требования об устранении выявленного нарушения действующего законодательства, по форме и содержанию соответствовало действующему законодательству и являлось исполнимым.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А43-2253/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно посчитали, что копии договоров на оказание услуг от 21.12.2016 N 373-юр, заключенного с ООО "Энергоконтроль"; на доставку извещений от 09.01.2017 N 172/2017, заключенного ООО "Энергоконтроль" и ФГУП "Почта России"; реестра доставки документов от 30.06.2017 и акта приема-передачи извещений для доставки населению по почтампу Починки от 30.06.2017, не позволяли бесспорно и однозначно установить конкретную дату доставки (получения) Козловой М.В. квитанции с уведомлением о наличии задолженности и возможном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в случае неоплаты данной задолженности.
Иных доказательств, подтверждающих надлежащим образом факт и дату получения Козловой М.В. предупреждения об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, ПАО "ТНС энерго НН2" не представило.
Таким образом, поскольку Козлова М.В. не была надлежащим образом уведомлена о наличии задолженности и возможности отключения услуги электроснабжения, вывод судов о нарушении Обществом процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжения, определенной Правилами N 354, является правильным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2018 г. N Ф01-5026/18 по делу N А43-2253/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5026/18
06.08.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5683/18
25.05.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2253/18
30.01.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2253/18