г. Нижний Новгород |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А43-44075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 14.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Ногтевой В.А., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная энергосбытовая компания":
Вялова Д.А. по доверенности от 11.04.2018 N 0818,
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис":
Синицыной Ю.В. по доверенности от 01.11.2018,
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья":
Докучаевой О.В. по доверенности от 01.06.2018 N 152
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.05.2018, принятое судьей Левашовой Е.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Волгиной О.А., по делу N А43-44075/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная энергосбытовая компания" (ИНН: 5263095330, ОГРН: 1125263006395)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" (ИНН: 5245023702, ОГРН: 1025201453419)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная энергосбытовая компания" (далее - Сбытовая компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" (далее - Общество) о взыскании 10 668 126 рублей 76 копеек задолженности по оплате поставленной с мая по октябрь 2017 года электрической энергии по договору энергоснабжения от 01.03.2017 N 066-НН/2017, и 1 791 844 рублей 43 копеек пеней, начисленных с 29.06.2017 по 15.05.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Сетевая компания).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 22.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018, удовлетворил исковые требования. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 309, 329, 330, 539, 543 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 2 и 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ);
- Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442);
- Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок);
- Порядком проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга Российской Федерации от 02.07.2015 N 1815 (далее - Порядок N 1815).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.05.2018 и постановление от 23.08.2018 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, а именно пункта 155 Основных положений N 442, подпункта 17 статьи 2, пункта 1 статьи 5 и статьи 9 Закона N 102-ФЗ и пункта 4 Порядка N 1815. По мнению Общества, суды не дали оценку представленным в материалы дела свидетельствам о поверке приборов учета N 09030028 и 03031179 от 14.04.2017 и от 03.07.2017, в которых указано, что приборы учета соответствуют метрологическим требованиям; на момент проведения проверки 03.03.2017 не истек межповерочный интервал трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, что подтверждается актами проверок средств учета электроэнергии от 10.11.2014. Требования, заявленные сотрудниками Сетевой компании при проверке 03.03.2017, являются необоснованными и были полностью выполнены на момент проведения проверок в декабре 2015 года и в марте, апреле и сентябре 2016 года. Таким образом, замечания сетевой организации, указанные в акте от 19.06.2017, являются неправомерными, и, следовательно, отсутствовали основания для недопуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N 09030028 и 03031179 и неиспользования их показаний для расчетов с поставщиком электрической энергии.
В письменном отзыве на жалобу, поддержанном ее представителем в судебном заседании, Сбытовая компания не согласилась с доводами заявителя, просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда округа представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель третьего лица указал на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Сбытовая компания (поставщик) и Общество (потребитель) заключили договор энергоснабжения на подачу электрической энергии от 01.03.2017 N 066-НН/2017, предметом которого является продажа поставщиком потребителю электрической энергии (мощности), а также посредством привлечения третьих лиц оказание потребителю услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, прием и оплата потребителем приобретаемой электрической энергии (мощности) и оказанных услуг.
Во исполнение договора истец с мая по октябрь 2017 года поставил ответчику электрическую энергию на сумму 25 212 181 рубль 60 копеек и выставил для оплаты счета-фактуры, которые ответчик оплатил частично.
Неполная оплата Обществом поставленной электрической энергии послужила основанием для обращения Сбытовой компании с иском в арбитражный суд.
Разногласия сторон возникли относительно порядка определения стоимости энергоресурса в отношении точек поставки в деревнях Афанасьево и Хабарское. Истец полагает, что применению подлежит расчетный способ определения стоимости потребленной ответчиком электроэнергии; ответчик считает возможным осуществить расчет по показаниям приборов учета.
Предметом кассационного обжалования является несогласие заявителя со взысканием стоимости безучетно потребленной электрической энергии по объектам ответчика в точке поставки в деревне Хабарское. В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
Из материалов дела следует, что представители Сетевой компании 03.03.2017 в присутствии представителя ответчика осуществили проверку двух приборов учета, принадлежащих Обществу и установленных в отношении объекта Водозабор, расположенного по адресу: Богородский район, деревня Хабарское в РП-17А "Ввод N 1 от Л-603" и "Ввод N 2 от Л-604" ПС Кожевенная, и составили акты проверки, содержащие выводы о несоответствии средств учета требованиям нормативно-технической документации по следующим причинам:
- у электросчетчиков N 09030028 и 03031179 в 2013 году истек межповерочный интервал, они требуют поверки или замены;
- отсутствуют документы, подтверждающие поверку трансформаторов тока и трансформаторов напряжения;
- на обоих присоединениях имеются незащищенные клеммные соединения во вторичных цепях учета, для которых ответчику необходимо предусмотреть возможность опломбирования их сетевой организацией, для чего требуется выверить схемы учета.
Кроме того, требовалась повторная проверка прибора учета N 09030028, установленного на присоединении "Ввод N 1 от Л-603", находящегося на тот момент без нагрузки. До устранения выявленных нарушений использование приборов учета N 09030028 и 03031179 в качестве расчетных не допускается, определение объема поставленной электроэнергии необходимо производить расчетным способом.
Общество 30.05.2017 направило Сетевой компании заявку на допуск спорных приборов учета в эксплуатацию, после проведения поверки, предлагаемая дата допуска 06.06.2017.
Сетевая компания направила ответчику письмо о переносе даты допуска с 06.06.2017 на 19.06.2017.
Процедура допуска приборов учета N 09030028 и 03031179 в эксплуатацию проведена 19.06.2017, о чем Сетевая компания составила акты допуска, где зафиксировано следующее: потребитель не представил протоколы поверки трансформаторов тока, пломбы госповерителя, установленные на приборы учета обоих присоединений не читаемы (деформированы), а также отсутствуют голограммные наклейки (пломбы), устанавливаемые госповерителем после проведения поверки приборов учета, отсутствует возможность проследить наличие (отсутствие) незащищенных клеммных соединений во вторичных цепях учета трансформаторов тока и напряжения. Кроме того, требовалась повторная проверка прибора учета N 09030028, установленного на присоединении "Ввод N 1 от Л-603", находящегося на тот момент без нагрузки.
Повторно выдано предписание привести систему учета в соответствие с требованиями "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание", утвержденное Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) (пункты 1.5.13., 1.5.32., 1.5.33., 1.5.24. и 1.5.26) и Правил технической эксплуатации электроустановок (пункты 2.1 и 1.18), предоставить протоколы поверок трансформаторов тока и напряжения.
В связи с наличием указанных замечаний приборы учета 19.06.2017 не были допущены в эксплуатацию, что свидетельствует о невозможности использования их показаний для расчетов с поставщиком электрической энергии.
На момент проведения проверки 19.06.2017 Общество не представило сетевой организации протоколы о поверке всех шести трансформаторов либо свидетельства о их поверке (свидетельство о поверке было только на один трансформатор тока N 8008 и протоколы поверки имелись только на три трансформатора, датированные 15.06.2017).
Сетевая компания 23.06.2017 получила от Общества заявку на осмотр перед демонтажем электросчетчиков, установленных в деревне Хабарское РП-17Л (предлагаемая дата осмотра 27.06.2017); заявку на допуск этих же приборов учета электроэнергии в эксплуатацию (для счетчика на "Вводе N 2 от Л-604" предлагаемая дата допуска была указана 29.06.2017).
В связи с невозможностью исполнения заявок в указанные сроки Сетевая компания направила заявителю письма о переносе дат, указанных в заявках: дата осмотра перед демонтажем перенесена с 27.06.2017 на 03.07.2017, дата допуска перенесена с 29.06.2017 на 14.07.2017.
Представители Сетевой компании 03.07.2017 осуществили осмотр (проверку) приборов учета перед их демонтажем.
Третье лицо 14.07.2017 осуществило повторный осмотр приборов учета в деревне Хабарское РП-17Л с целью допуска приборов учета в эксплуатацию, в ходе которого установлено, что вместо демонтированных 03.07.2017 приборов учета установлены и допуску подлежат два новых прибора учета. В ходе процедуры допуска выявлены следующие замечания: по средству учета на присоединении "Ввод N 1 от Л-603" - отсутствует возможность проследить наличие (отсутствие) незащищенных клеммных соединений во вторичных цепях учета трансформаторов тока и напряжения, наличие паек, а также отсутствует нагрузка, в связи с чем ответчику предписали предоставить схему коммутации вторичных цепей учета, подать нагрузку и привести систему учета в соответствие с требованиям пунктов 1.5.32., 1.5.33., 1.5.26 ПУЭ и пункта 2.11.18 ПТЭЭП; по средству учета на присоединении "Ввод N 2 от Л-604" - отсутствует возможность проследить наличие (отсутствие) незащищенных клеммных соединений во вторичных цепях учета трансформаторов тока и напряжения, наличие паек, в связи с чем ответчику предписали предоставить схему коммутации вторичных цепей учета, привести систему учета в соответствие с требованиям пунктов 1.5.32., 1.5.33. и 1.5.26 ПУЭ и пункта 2.11.18 ПТЭЭП.
С учетом наличия данных замечаний приборы учета 14.07.2017 не допущены в эксплуатацию.
По заявке Общества Сетевая компания 28.07.2017 при осуществлении выезда для допуска в эксплуатацию приборов учета, установленных в деревне Хабарское РП-17Л, обследовала оба присоединения со снятием напряжения, ответчик предоставил выверенную схему вторичных цепей учета, Сетевая компания опломбировала промежуточные клеммные соединения, после этого оба узла учета были проверены с включенной нагрузкой. В результате указанные приборы учета допущены в эксплуатацию 28.07.2017, что подтверждается актом, представленным в материалы дела.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции принял постановление исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статей 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из статей 539 и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации договора, обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в ведении абонента энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, возложена на абонента.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Под измерительным комплексом в рассматриваемом случае понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
В пункте 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ).
Из системного толкования положений Закона N 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса, и фактически означает отсутствие прибора учета.
Из пункта 4 Порядка N 1815 следует, что результаты поверки средств измерения удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести знак поверки непосредственно на СИ, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Согласно пунктам 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16 и 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок, поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.
В пункте 155 Основных положений N 442 предусмотрено, что собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
На основании пункта 172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям Основных положений N 442, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа. Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение трех рабочих дней после их составления. Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления (пункт 176 Основных положений N 442).
В случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки (пункт 179 Основных положений N 442).
Согласно пункту 153 Основных положений N 442, в заявке, направленной потребителем в сетевую организацию в целях допуска прибора учета в эксплуатацию, должна быть указана предлагаемая дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки. Сетевая организация обязана рассмотреть, предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено заявителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В силу пункта 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям данного раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией.
По смыслу пункта 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок в наличии у потребителя должны быть схемы вторичных электрических соединений.
Энергоснабжающая организация должна пломбировать: клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики. Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается. Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации. Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями (пункт 2.11.18. Правил технической эксплуатации электроустановок).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в ходе проверки принадлежащих ответчику приборов учета N 09030028 и 03031179 представители Сетевой компании выявили несоответствие средств учета требованиям нормативно-технической документации, а именно: истечение межповерочного интервала приборов учета; отсутствие документов, подтверждающих поверку трансформаторов тока и трансформаторов напряжения и наличие незащищенных клеммных соединений во вторичных цепях учета, требующих опломбирования сетевой организацией. При этом последующие отказы со стороны сетевой организации в допуске приборов учета в эксплуатацию соответствуют положениям действующего законодательства, поскольку были обусловлены наличием совокупности нарушений со стороны потребителя, перечисленных в актах от 19.06.2017 (повреждение пломбы госповерителя, отсутствие нагрузки на прибор учета, без которой невозможно проверить направление тока в электрической цепи) и от 14.07.2017 (ответчик не подал нагрузку на прибор учета, не представил Сетевой компании схему вторичных цепей учета, отражающих их фактическое положение на месте, в связи с чем незащищенные клеммные соединения во вторичных цепях учета остались не опломбированными). В связи с наличием указанных замечаний приборы учета 19.06.2017 и 14.07.2017 не были допущены в эксплуатацию.
На основании изложенного суды обоснованно сочли подтвержденным факт эксплуатации ответчиком в спорный период трансформаторов тока и приборов учета с истекшим межповерочным интервалом, а также с незащищенными клеммными соединениями, что не исключает возможность свободного несанкционированного доступа потребителя к цепям учета, и признали правомерным исчисление истцом объема потребленной электрической энергии по объектам ответчика в точке поставки в деревне Хабарское на основании пунктов 166 и 179 Основных положений N 442. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило доказательств того, что приборы учета и трансформаторы в спорный период являлись поверенными и были допущены в эксплуатацию в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами компетенции арбитражного суда кассационной инстанции.
Суд округа не установил нарушений судами норм процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены оспоренных судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя и составляют 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по делу N А43-44075/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям данного раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией.
По смыслу пункта 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок в наличии у потребителя должны быть схемы вторичных электрических соединений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2018 г. N Ф01-5051/18 по делу N А43-44075/2017