г. Нижний Новгород |
|
16 ноября 2018 г. |
Дело N А39-1199/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.05.2018, принятое судьей Волковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А., по делу N А39-1199/2018
по заявлению администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
о признании незаконным бездействия
и установил:
администрация Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее - Администрация) обратилась с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Мордовия к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление Росимущества), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:24:0292401:8, площадью 100 000 квадратных метров по адресу: Пензенский район, с/с Мичуринский, в собственность муниципального образования Мичуринский сельсовет Пензенского района Пензенской области, об обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения путем принятия решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования спорного земельного участка.
Заявленные требования основаны на статье 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и мотивировано незаконным бездействием ответчика, выразившимся в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче спорного участка в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 10.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018, удовлетворил требования Администрации.
Руководствуясь статьями 199 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.30 и 39.31 ЗК РФ, статьями 5 и 45 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221 "О кадастровой деятельности" (ранее - Закон N 221), суд пришел к выводам о наличии со стороны ответчика незаконного бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего решения по заявлению Администрации о безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность и нарушении прав заявителя.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Управление Росимущества полагает, что суд ошибочно усмотрел правовые основания для удовлетворения заявления Администрации; указывает на отсутствие у ответчика полномочий для принятия решения о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность; ссылается на непредставление Администрацией всех документов, необходимых для принятия решения о передаче участков (невозможность определения спорного земельного участка в качестве объекта передачи ввиду отсутствия сведений, отнесенных к основным сведениям о земельном участке), и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми решениями.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, глава Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области в соответствии со статьями 39.30 и 39.1 ЗК РФ в письме от 14.11.2017 N 21 обратился к руководителю Управления Росимущества с заявлением о передаче из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:24:0292401:8, расположенного на территории Мичуринского сельсовета Пензенской области.
В письме от 19.12.2017 N 12904 Управление Росимущества сообщило Администрации о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 39.31 ЗК РФ оно письмом от 13.11.2017 N 11722 уведомило АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" о поступившем заявлении после получения информации от АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ, Управление Росимущества вернется к рассмотрению вопроса о передаче в муниципальную собственность Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:24:0292401:8.
Управление Росимущества в установленные законом сроки какое-либо решение не приняло, поэтому Администрация посчитала, что имеет место бездействие, не соответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее ее права и законные интересы, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью)(пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 3 статьи 214 и часть 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пункту 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
В пункте 4.1.15 указанного Положения установлено, что территориальный орган осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью равной либо меньшей 10 гектар, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площади в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, а в случае приобретения в федеральную собственность либо передачи в собственность субъектов или муниципальную собственность земельных участков свыше 10 гектар территориальный орган осуществляет такие действия по поручению Росимущества.
Относительно настоящего спора именно Управление Росимущества, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности земельных участков.
В связи с указанным обстоятельством довод заявителя об обратном суд округа отклонил, как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц.
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, определены в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 ЗК РФ).
В силу пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 и 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Из материалов дела усматривается, что решением Комитета местного самоуправления Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 12.09.2013 N 413/115-5 утверждены Правила землепользования и застройки Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области, в соответствии с которыми спорный земельный участок расположен в границах сельского поселения Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.08.2006: номер кадастрового квартала: 58:24:0292401; площадь 100 000+/-221 квадратных метров; адрес ориентира: Пензенская область, р-н Пензенский.
Суд установил, что на запрос Управления Росимущества от 13.11.2017 N 11722 АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" представило ответ от 29.11.2017 N 21228-АА, согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:24:0292401:8 не принималось решения, указанного в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.30 ЗК Российской Федерации; данный земельный участок не включен органами государственной власти Пензенской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот; ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона N 161-ФЗ, в АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", не представлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.31 ЗК РФ к передаче могут быть заявлены земельные участки, которые необходимо образовать. В этом случае к заявлению о передаче земельного участка должен быть приложен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В части 1 статьи 5 Закона N 221 установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221 государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ранее учтенные объекты недвижимости).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества (часть 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости").
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8 статьи 39.31 ЗК РФ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в графе "статус записи о земельном участке" указано, что сведения об объекте имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Наличие у земельного участка кадастрового номера (дата присвоения - 31.08.2006) подтверждает факт существования спорного участка как объекта недвижимости.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил представленную в материалы дела доказательственную базу и пришел к правильному выводу о том, что Администрация представила ответчику все документы, необходимые для безвозмездной передаче спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для передачи участка Администрации в материалы дела не представило.
Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения по заявлению Администрации о передаче в муниципальную собственность спорного участка, противоречит требованиям статей 39.30 и 39.31 ЗК РФ, что повлекло за собой нарушение прав указанного лица, которое выразилось в неполучении заявителем того, на что он вправе был рассчитывать в силу закона.
В связи с приведенными обстоятельствами суд обоснованно указал на незаконность бездействия ответчика, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче спорного участка в муниципальную собственность муниципального образования Мичуринский сельсовет Пензенского района Пензенской области, и обоснованно обязал Управление Росимущества устранить допущенные нарушения путем принятия в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Мичуринский сельсовет Пензенского района Пензенской области земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:24:0292401:8, площадью 100 000 квадратных метров по адресу: Пензенский район, с/с Мичуринский.
Суд кассационной инстанции не принял во внимание доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Администрация не представила ответчику комплект документов, необходимый для принятия решения о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность и об отсутствии доказательств нарушения оспариваемыми решениями прав Администрации, поскольку они направлены на переоценку имеющейся в материалах дела доказательственной базы, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании с заявителя кассационной жалобы государственной пошлины суд не рассматривал, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А39-1199/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8 статьи 39.31 ЗК РФ).
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для передачи участка Администрации в материалы дела не представило.
Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения по заявлению Администрации о передаче в муниципальную собственность спорного участка, противоречит требованиям статей 39.30 и 39.31 ЗК РФ, что повлекло за собой нарушение прав указанного лица, которое выразилось в неполучении заявителем того, на что он вправе был рассчитывать в силу закона.
...
Вопрос о взыскании с заявителя кассационной жалобы государственной пошлины суд не рассматривал, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2018 г. N Ф01-4990/18 по делу N А39-1199/2018