г. Нижний Новгород |
|
19 ноября 2018 г. |
Дело N А39-860/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен 19.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2018, принятое судьей Волковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А39-860/2018
по заявлению администрации Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,
и установил:
администрация Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Теруправление, уполномоченный орган), выразившегося в непредоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования "Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области". Одновременно заявитель просил суд обязать Теруправление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области земельных участков:
- с кадастровым номером 58:23:0021601:48, площадью 264 352 квадратных метра, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 342 метрах на север от здания администрации р.п. Пачелма, улица Бурденко, дом 1, разрешенное использование - для размещения птицекомплекса;
- с кадастровым номером 58:23:0021601:50, площадью 90 828 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 10 метрах на северо-восток от здания администрации р.п. Пачелма, улица Бурденко, дом 1, разрешенное использование - для размещения гаража, мастерских и складов;
- с кадастровым номером 58:23:0030801:21, площадью 5 557 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 476 метрах на северо-восток от административного здания, расположенного по улице Бурденко, дом 1, разрешенное использование - для размещения санубойного цеха;
- с кадастровым номером 58:23:0060101:24, площадью 62 535 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 163 метрах на запад от здания общежития по улице Докучаева, дом 40, разрешенное использование - для размещения бригады;
- с кадастровым номером 58:23:0060101:25, площадью 541 080 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 198 метрах на юг от общежития, расположенного по улице Юбилейная, дом 2, разрешенное использование - для размещения птицекомплекса;
- с кадастровым номером 58:23:0060101:26, площадью 57 778 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 140 метрах на запад от здания столовой, расположенного по улице Юбилейная, дом 1, разрешенное использование - для размещения МТФ;
- с кадастровым номером 58:23:0060101:27, площадью 2500 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 176 метрах на запад от здания общежития, расположенного по улице Юбилейная, дом 2, разрешенное использование - для размещения артскважины;
- с кадастровым номером 58:23:0070401:63, площадью 4000 квадратных метров, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, р.п. Пачелма, ориентировочно в 7748 метрах на юго-запад от жилого дома, расположенного по улице Юбилейная, дом 2, разрешенное использование - для размещения пасеки (далее - Земельные участки).
Заявленные требования мотивированы тем, что в установленный статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок Теруправление не осуществило действий по передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 04.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018, удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с данными судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, Теруправление не наделено полномочиями по принятию самостоятельного решения о передаче земельных участков площадью более десяти гектаров в муниципальную собственность; отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов Администрации, а также заинтересованность в положительном решении по вопросу предоставления участка в собственность; спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет без установления границ на местности, что является основанием для отказа в передаче участков в муниципальную собственность. Кассатор настаивает, что заявитель пропустил срок для подачи настоящего заявления о признании незаконным бездействия; полагает, что официально с адреса регистрации Администрации, как юридического лица, обращения в Теруправление не имелось.
Теруправление представило суду округа заявление от 28.09.2018 о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Администрация и Росимущество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды первой и апелляционной инстанций, глава Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обратился к руководителю Территориального управления Росимущества в Пензенской области с заявлением о передаче из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области земельных участков.
Теруправление письмом от 02.05.2017 N 01/2104 сообщило заявителю следующее: на испрашиваемых участках располагаются объекты недвижимого имущества, в то время как публичная кадастровая карта не содержит информационных данных (характеристик) объектов капитального строительства, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод об отсутствии на указанных участках объектов, относящихся к федеральной собственности, что является основанием для отказа. Управление проводит работу по получению всей необходимой информации, после чего вернется к рассмотрению вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную испрашиваемых участков.
Глава Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области 02.10.2017 повторно обратился в уполномоченный орган с аналогичным заявлением о передаче названных земельных участков в муниципальную собственность.
Посчитав, что со стороны Теруправления и Росимущества усматривается незаконное бездействие, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1.) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, Теруправление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, Теруправление является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Пензенской области и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем доводы об отсутствии полномочий самостоятельно распоряжаться земельными участками, площадью более десяти гектар, отклоняются за несостоятельностью.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен в статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Администрация обратилась в Теруправление 03.04.2017, заявление соответствовало требованиям законодательства по форме и содержанию, исходило от уполномоченного должностного лица, однако в установленный законом месячный срок данное заявление не рассмотрено по существу.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, установили, что земельные участки расположены в границах сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области, что следует из решений Комитета местного самоуправления Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области от 03.11.2011 N 3-15/1 (об утверждении генерального плана Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области) и от 25.11.2016 N 6-61/2 (о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области) и основания для отказа в безвозмездной передаче Земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность отсутствуют (в отношении Земельных участков решение, указанное в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, не принималось; Земельные участки не включены органами государственной власти Пензенской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот; ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в Теруправление и Росимущество не поступали; Теруправление и Росимущество не осуществляет в отношении Земельных участков подготовку предложений, указанных в подпункте 8 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, для Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации).
Уполномоченный орган не представил в суд доказательств размещения на спорных участках объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, при условии соответствия заявления Администрации требованиям действующего законодательства и отсутствия правовых оснований для отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность, суды нижестоящих инстанций обоснованно признали непринятие Теруправлением соответствующего решения по заявлению Администрации незаконным бездействием и обязали Теруправление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность Земельных участков.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков в силу пункта 8 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, уже являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с принятыми по делу судебными актами само по себе не свидетельствует о неправильном применении судами норм действующего законодательства или допущенной судебной ошибке.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о её распределении суд округа не рассматривал.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А39-860/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, установили, что земельные участки расположены в границах сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области, что следует из решений Комитета местного самоуправления Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области от 03.11.2011 N 3-15/1 (об утверждении генерального плана Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области) и от 25.11.2016 N 6-61/2 (о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области) и основания для отказа в безвозмездной передаче Земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность отсутствуют (в отношении Земельных участков решение, указанное в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, не принималось; Земельные участки не включены органами государственной власти Пензенской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот; ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в Теруправление и Росимущество не поступали; Теруправление и Росимущество не осуществляет в отношении Земельных участков подготовку предложений, указанных в подпункте 8 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, для Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации).
...
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков в силу пункта 8 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф01-4993/18 по делу N А39-860/2018