Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф01-4993/18 настоящее постановление оставлено без изменения
23 июля 2018 г. |
А39-860/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2018
по делу N А39-860/2018,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению администрации Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,
без участия лиц,
и установил:
администрация Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области (далее - администрация Новотолковского сельсовета, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление Росимущества, уполномоченный орган), выразившегося в непредоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования "Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области". Одновременно заявитель просил суд обязать Управление Росимущества устранить допущенные нарушения путем принятия решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области земельных участков:
с кадастровым номером 58:23:0021601:48, площадью 264352 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 342 м на север от здания администрации рп Пачелма, ул.Бурденко, д.1, разрешенное использование - для размещения птицекомплекса;
с кадастровым номером 58:23:0021601:50, площадью 90828 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 10 м на северо-восток от здания администрации рп Пачелма, ул.Бурденко, д.1, разрешенное использование - для размещения гаража, мастерских и складов;
с кадастровым номером 58:23:0030801:21, площадью 5557 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 476 м на северо-восток от административного здания, расположенного по ул.Бурденко, д.1, разрешенное использование - для размещения санубойного цеха;
с кадастровым номером 58:23:0060101:24, площадью 62535 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 163 м на запад от здания общежития по ул.Докучаева, д.40, разрешенное использование - для размещения бригады;
с кадастровым номером 58:23:0060101:25, площадью 541080 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 198 м на юг от общежития, расположенного по, ул.Юбилейная, д.2, разрешенное использование - для размещения птицекомплекса;
с кадастровым номером 58:23:0060101:26, площадью 57778 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 140 м на запад от здания столовой, расположенного по ул.Юбилейная, д.1, разрешенное использование - для размещения МТФ;
с кадастровым номером 58:23:0060101:27, площадью 2500 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 176 м на запад от здания общежития, расположенного по ул.Юбилейная, д. 2, разрешенное использование - для размещения артскважины;
с кадастровым номером 58:23:0070401:63, площадью 4000 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 7748 м на юго-запад от жилого дома, расположенного по, ул.Юбилейная, д. 2, разрешенное использование - для размещения пасеки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением от 04.05.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные требования. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Управление Росимущества принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области вышеперечисленных земельных участков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой про сит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Уполномоченный орган настаивает на том, что заявитель вопреки требованиям законодательства не представил суду ни единого доказательства, что его бездействие нарушает его права и законные интересы либо создают препятствия при ее осуществлении. Кроме того, считает, что заявитель пропустил срок для обращения в арбитражный суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требованиях.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Управление Росимущества ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что глава Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обратился к руководителю Территориального управления Росимущества в Пензенской области с заявлением о передаче из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения:
с кадастровым номером 58:23:0021601:48, площадью 264352 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 342 м на север от здания администрации рп Пачелма, ул.Бурденко, д.1, разрешенное использование - для размещения птицекомплекса;
с кадастровым номером 58:23:0021601:50, площадью 90828 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 10 м на северо-восток от здания администрации рп Пачелма, ул.Бурденко, д.1, разрешенное использование - для размещения гаража, мастерских и складов;
с кадастровым номером 58:23:0030801:21, площадью 5557 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 476 м на северо-восток от административного здания, расположенного по ул.Бурденко, д.1, разрешенное использование - для размещения санубойного цеха;
с кадастровым номером 58:23:0060101:24, площадью 62535 кв.м., местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 163 м на запад от здания общежития по ул.Докучаева, д.40, разрешенное использование - для размещения бригады;
с кадастровым номером 58:23:0060101:25, площадью 541080 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 198 м на юг от общежития, расположенного по ул.Юбилейная, д.2, разрешенное использование - для размещения птицекомплекса;
с кадастровым номером 58:23:0060101:26, площадью 57778 кв.м., местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 140 м на запад от здания столовой, расположенного по, ул.Юбилейная, д.1, разрешенное использование - для размещения МТФ; с кадастровым номером 58:23:0060101:27, площадью 2500 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 176 м на запад от здания общежития, расположенного по ул.Юбилейная, д.2, разрешенное использование - для размещения артскважины;
с кадастровым номером 58:23:0070401:63, площадью 4000 кв.м, местоположение: Пензенская область, Пачелмский район, рп Пачелма, ориентировочно в 7748 м на юго-запад от жилого дома, расположенного по, ул.Юбилейная, д.2, разрешенное использование - для размещения пасеки,
Письмом от 02.05.2017 N 01/2104 Управление Росимущества в уведомило заявителя о том, что по имеющейся информации на испрашиваемых участках располагаются объекты недвижимого имущества, в то время как публичная кадастровая карта не содержит информационных данных (характеристик) объектов капитального строительства, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод об отсутствии на указанных участках объектов, относящихся к федеральной собственности, что является основанием для отказа. Управлением проводится работа по получению всей необходимой информации, после получения которой Управление вернется к рассмотрению вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную испрашиваемых участков.
02.10.2017 глава Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области повторно обратился в Управление Росимущества с аналогичным заявлением о передаче названных земельных участков в муниципальную собственность.
Не получив в установленный законом срок ответа на заявление и посчитав бездействие заинтересованного лица незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 40, 47, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.30, 39.31, Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", положениями постановления Правительства от 05.06.2008 N 432 и исходил из того, что регистрирующий орган не доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных в пункте 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойтФедерации) (далее - заявление о передаче земельного участка).
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, определены в подпунктах 1 - 13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее, чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания для отказа в такой передаче предусмотрены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствие с пунктом 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Суд первой инстанции установил, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.
В материалы дела представлен запрос Управления Росимущества субъектам естественных монополий от 05.04.2017 N 01/1655 о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ относительно спорных земельных участков.
В ответ на запрос представлены уведомления общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания", Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 5, общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети", открытого акционерного общества "Пензадизельмаш", муниципального унитарного предприятия "Грабовское жилищно-коммунальное хозяйство", открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение Пенза", закрытого акционерного общества "Пензенская горэлектросеть", общества с ограниченной ответственностью "Биокорэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Спичечная фабрика "Победа", общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", общества с ограниченной ответственностью "Маяктрансэнерго", закрытого акционерного общества "Городищерайгаз", муниципального предприятия "Горэлектросеть", акционерного общества "Пензтяжпромарматура" об отсутствии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ относительно спорных земельных участков.
Согласно ответу акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" от 20.04.2017 N 4622-44 на обращение Территориального управления о представлении информации в отношении спорных земельных участков, правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в отношении рассматриваемых земельных участков не принимались решения, указанные в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные земельные участки не были включены органами государственной власти Пензенской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот, ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в АО "АИЖК" не поступали.
Заявление администрации Новотолковского сельсовета от 02.10.2017, направленное в МТУ Росимущества, соответствовало требованиям законодательства по форме, содержанию и составу прилагаемых документов, исходило от уполномоченного должностного лица.
Приведёнными выше нормами законодательства для органов Росимущества установлен месячный срок для рассмотрения заявления обратившегося органа местного самоуправления и принятия решения по существу его рассмотрения. Этот срок является императивным и обязанность по его соблюдению не может быть поставлена в зависимость от усмотрения уполномоченного органа.
Следовательно, до 02.11.2017 уполномоченный орган должен был рассмотреть заявление органа местного самоуправления и принять по нему решение.
Вместе с тем, уполномоченный орган предусмотренные положениями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действия в тридцатидневный срок со дня поступления заявления не совершил.
При этом в процессе рассмотрения дела Управление Росимущества не указало и не представило суду доказательств того, что имелись какие-либо предусмотренные законом основания для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность.
Сам суд также не установил предусмотренных законодательством оснований для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность.
При этих обстоятельствах со стороны Управления Росимущества усматривается незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием для осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что Управление Росимущества допустило бездействие, не соответствующее требованиям земельного законодательства, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил заявление администрации Новотолковского сельсовета.
Руководствуясь положениями части 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание предмет спора и установленные на момент вынесения судебного акта фактические обстоятельства, Арбитражный суд Республики Мордовия правильно определил правовосстановительную меру по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено
Апелляционная жалоба Управления Росимущества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Все доводы и аргументы регистрирующего органа исследованы и оценены судом первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания подвергать сомнению выводы Арбитражного суда Республики Мордовия.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2018 по делу N А39-860/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2018 по делу N А39-860/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.