г. Нижний Новгород |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А43-43870/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: Титаренко Л.Г. (доверенность от 30.09.2018),
от ответчика: Кулагина А.В. (доверенность от 14.11.2018 N 6889),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Салют" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, принятое судьями Наумовой Е.Н., Большаковой О.А., Устиновой Н.В., по делу N А43-43870/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Лифтовая Компания-Монтаж" (ИНН: 5260198873, ОГРН: 1075260018635)
к акционерному обществу "Научно-производственное предприятие "Салют" (ИНН: 5261079332, ОГРН: 1125261000040),
о признании недействительными результатов конкурса и договора,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Лифтсервис", Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская Лифтовая Компания-Монтаж" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Научно-производственное предприятие "Салют" (далее - Предприятие) о признании недействительными результатов закупки в форме открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме, оформленного протоколом от 16.11.2017 N 263/ЗП-3, проведенного Предприятием, о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в виде признания недействительным договора от 27.11.2017 N 55261079332170002750000, заключенного по результатам оспариваемой закупки между Предприятием и обществом с ограниченной ответственностью "Лифтсервис" (далее - Общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление).
Решением от 08.02.2018 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.07.2018 отменил решение суда первой инстанции: исковые требования Компании удовлетворил.
Предприятие не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление и оставить в силе решение.
По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции необоснованно принял во внимание дополнение Компании к иску от 03.07.2018, в котором последний сослался на не существующую норму права. Заявитель жалобы указывает, что заказчик не нарушал порядок закупочной процедуры и определения победителя, что подтверждается документами оформленными и размещенными в единой информационной системе "Госзакупки"; Компания ненадлежащим образом оформила документы заявки в части заполнения формы "Справка о наличии опыта"; договор, заключенный между Предприятием и Обществом на поставку и монтаж лифтового оборудования исполнен надлежащим образом, в сроки, обусловленные договором и без наличия претензий сторон.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Компания в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Предприятия, сославшись на законность обжалованного постановления.
Управление и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие 01.11.2017 опубликовало извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме по выполнению работ по демонтажу и монтажу лифтового оборудования (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 31705691975).
В извещении о проведении запроса отражены сведения о начальной (максимальной) цене договора - 2 663 333 рубля 33 копейки.
По условиям запроса дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 13.11.2017; дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки - 16.11.2017.
Заявки на участие поступили от Компании, Общества, общества с ограниченной ответственностью "НижЛифтСервис", общества с ограниченной ответственностью "ВВП ОАО "ЩЛЗ".
В протоколе от 16.11.2017 N 263/311-3 рассмотрения заявок участников открытого запроса предложений в электронной форме по выполнению работ по демонтажу и монтажу лифтового оборудования заявка общества с ограниченной ответственностью "НижЛифтСервис" отклонена в связи с несоответствием их условиям открытого конкурса, заявки Компании, Общества, общества с ограниченной ответственностью "ВВП ОАО "ЩЛЗ" признаны соответствующими в целом и по существу условиям открытого конкурса и приняты к дальнейшему рассмотрению.
Согласно информации, опубликованной на сайте http://zakupki.gov.ru, победителем предложений в открытой электронной форме признано Общество (протокол от 16.11.2017 N 263/ЗП-3).
Компания ссылаясь на то, что закупка проведена с нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), а именно закупочной комиссией неправильно оценена совокупность критериев, предложенных каждой заявкой, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 449 ГК РФ, статьей 17 Федерального закона N 135-ФЗ, статьями 2, 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, исковые требования Компании удовлетворил: признал недействительными результаты закупки в форме открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме, оформленного протоколом от 16.11.2017 N 263/ЗП-3, проведенного Предприятием и договор от 27.11.2017 N 55261079332170002750000, заключенный по результатам оспариваемой закупки между Предприятием и обществом с ограниченной ответственностью "Лифтсервис" (далее - Общество).
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьи 167 данного Кодекса.
При этом основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (пункт 4 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В части 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ закреплено, что при проведении закупки заказчик обязан руководствоваться принятым им положением о закупке, которое регламентирует правила проведения закупок.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ заказчик в документации о закупке обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 14 приложения N 3, пунктом 2.1 приложения N 2 информационной карты участник должен представить в составе своей заявки справку о наличии опыта, с приложением подтверждающих документов, а именно: заверенные участником открытого запроса предложений копии заключенных договоров с приложением актов выполненных работ с подписями и печатями с обеих сторон.
При этом документы должны подтверждать опыт участника закупки по монтажу и вводу в эксплуатацию не менее 30 единиц лифтового оборудования.
Как следует из материалов дела, истец в соответствии с информационной картой в качестве подтверждения квалификации участника закупки представил договоры и акты выполненных работ относительно требуемого от участника закупки количества единиц ранее поставленного и смонтированного лифтового оборудования.
Закупочной комиссией истцу по критерию оценки квалификации было начислено 4,44 балла (максимальное количество - 20).
Закупочная комиссия выявила несоответствие данных справки о наличии опыта истца с договорами и актами выполненных работ. Так, в справке о наличии опыта суммы договоров указаны в рублях, а в заключенных договорах такие суммы не указаны, поскольку закупка оборудования осуществлялась в иностранной валюте.
В связи с этим комиссия по закупке приняла решение о том, что при оценке квалификации выполненные работы (оказанные услуги) имеющие противоречия (отличия) между информацией в "Справке о наличии опыта" и подтверждающими документами учитываться не будут.
В соответствии с пунктом 4.5.6 документации о закупке все суммы денежных средств в заявке должны быть выражены в валюте, установленной в пункте 10 информационной карты. Исключением из этого требования могут быть документы, оригиналы которых выданы участнику процедуры закупки третьими лицами, с выражением сумм денежных средств в иных валютах. В этом случае указанные документы могут быть представлены в валюте оригинала при условии, что к этим документам будут приложены комментарии с переводом этих сумм в требуемую валюту согласно пункта 10 информационной карты, исходя из официального курса валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации, с указанием такого курса и даты его установления в соответствии с датой выдачи документа.
В пункте 10 информационной карты установлена валюта - рубль.
Суд установил, что истец в справке о наличии опыта работы указал цену в рублевом эквиваленте в соответствии с актами выполненных работ.
Таким образом, справка о наличии опыта работы была подготовлена и представлена истцом в закупочную комиссию в соответствии с требованиями, установленными документацией о закупке (пункт 10 информационной карты, пункт 4.5.6. документации о закупке).
Противоречий между представленными истцом договорами, актами выполненных работ и справкой о наличии опыта работ судом не установлено.
При этом оценка участников закупки по такому критерию как опыт успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема не поставлен в зависимость от цены соответствующих поставок.
Из Приложения N 2 к информационной карте следует, что участник закупки должен подтвердить опыт монтажа и ввода в эксплуатацию не менее 30 единиц лифтового оборудования.
Истец предоставил документы для участия в закупке, подтверждающие данное обстоятельство.
В связи с этим снижение закупочной комиссией баллов по указанному критерию в отношении истца до 4,44 баллов является неправомерным.
Допущенное Предприятием нарушение порядка определения победителя запроса предложений носит существенный характер и имело негативные последствия для Компании.
Из протокола от 16.11.2017 N 263/ЗП-3 следует, что предложение Компании по другому оценочному критерию превосходит предложение Общества, поскольку по критерию оценки "цена договора" Компании начислено 80 баллов, тогда как Обществу - 69,20.
Таким образом, неправомерное снижение количества баллов Компании по критерию "квалификация участника закупки" повлияло на результат закупки и привело к последствиям, предусмотренным частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ: ограничению конкуренции.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о недействительности результатов закупки в форме открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме, оформленного протоколом от 16.11.2017 N 263/ЗП-3, проведенного Предприятием.
В силу статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, статьи 449 ГК РФ, договор от 27.11.2017 N 55261079332170002750000, заключенный по результатам оспариваемой закупки между Предприятием и Обществом, подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил заявленные требования Компании.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А43-43870/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Салют" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ заказчик в документации о закупке обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
...
Из протокола от 16.11.2017 N 263/ЗП-3 следует, что предложение Компании по другому оценочному критерию превосходит предложение Общества, поскольку по критерию оценки "цена договора" Компании начислено 80 баллов, тогда как Обществу - 69,20.
Таким образом, неправомерное снижение количества баллов Компании по критерию "квалификация участника закупки" повлияло на результат закупки и привело к последствиям, предусмотренным частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ: ограничению конкуренции.
...
В силу статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, статьи 449 ГК РФ, договор от 27.11.2017 N 55261079332170002750000, заключенный по результатам оспариваемой закупки между Предприятием и Обществом, подлежит признанию недействительным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2018 г. N Ф01-5080/18 по делу N А43-43870/2017
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5080/18
16.07.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2087/18
08.02.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-43870/17
19.12.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-43870/17