г. Нижний Новгород |
|
26 ноября 2018 г. |
Дело N А29-3811/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен 26.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2018, принятое судьей Маклаковой С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018, принятое судьями Поляшовой Т.М., Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В., по делу N А29-3811/2018
по иску акционерного общества "Газпром газораспределение Сыктывкар" (ИНН: 1101300468, ОГРН: 1021100517822)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Сыктывкар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) о разрешении разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка от 27.11.2017 N С0990505/209/17-АЗ.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 23.05.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018, удовлетворил исковые требования, урегулировав возникшие при заключении договора аренды разногласия на следующих условиях: абзацы 2 и 3 подпункта "а" пункта 11 исключены из договора; договор дополнен пунктом 27 следующего содержания: "В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 2 статья 19), бремя регистрации настоящего договора и дополнительных соглашений к договору, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и условиями договора, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми возлагается на Арендодателя.".
Не согласившись с названными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на неверное применение судами статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также отсутствие правовой оценки возможности применения части 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ, согласно которой с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества, в том числе арендатор; заключение спорного договора аренды лесного участка осуществлено по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка", в подпункте "а" пункта 12 которого предусмотрена обязанность арендатора по проведению процедуры регистрации заключенного договора аренды; форма договора является типовой и не предусматривает протокола разногласий, следовательно, внести изменений в типовой договор аренды и принять протокол разногласий в редакции арендатора, Министерство не может.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Общество является собственником объекта права: ГРС, назначение: нежилое, протяженность 1862,2 погонного метра, инвентарный N 00.06.00114, литера I, адрес объекта: Республика Коми, Княжпогостский район, пст. Чиньяворык, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2012 серии 11АА N 912535.
Приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (в настоящее время Министерство) от 09.10.2017 N 2091 Обществу предварительно согласовано предоставление в аренду лесного участка общей площадью 0,0091 гектара для эксплуатации принадлежащей обществу газораспределительной сети.
В письме от 20.10.2017 N 15/4069 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 0,0091 гектара для эксплуатации указанного объекта.
Приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 17.11.2017 N 2475 принято решение предоставить Обществу в аренду сроком с 01.12.2017 по 30.11.2057 лесной участок с номером в государственном лесном реестре 233-2017-11, с кадастровым номером 11:10:0401001:1460/9, для эксплуатации объекта: "Газораспределительная сеть, назначение: нежилое, протяженность 1862,2 погонного метра, инвентарный N 00.06.00114, литера I".
В адрес Общества Министерством в письме от 07.12.2017 N 1/1271 направлен проект договора аренды лесного участка от 27.11.2017 N С0990505/209/17-АЗ.
В письме от 11.01.2018 N 02-10/28 Министерство уведомило Общество о том, что является правопреемником Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в части функций, в том числе по предоставлению в аренду лесных участков.
При заключении договора аренды между Обществом (арендатором) и Министерством (арендодателем) возник спор по содержанию положений договора, устанавливающих обязанность арендатора произвести государственную регистрацию договора (абзацы 2 и 3 подпункта "а" пункта 11 договора).
Обществом в адрес арендодателя в письме от 29.12.2017 N 13/5173 был направлен протокол разногласий от 20.12.2017 к договору.
В письме от 09.02.2018 N 02-10-1148 арендодатель направил в адрес арендатора ответ о том, что протокол разногласий Общества оставлен без подписания, так как форма договора аренды определена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 г. N 1003 и является типовой.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Предметом кассационного обжалования является несогласие Министерства с возложением на него обязанности по государственной регистрации договора и дополнительных соглашений к нему.
В соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации.
Государственная функция по государственной регистрации прав регулируется Законом N 218-ФЗ, согласно части 1 статьи 14 которого государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
В части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Следовательно, именно на ответчика возложена обязанность по совершению действий, связанных с государственной регистрацией договора аренды лесного участка.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что пункт 27 договора в редакции истца не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав ответчика, в связи с чем требование Общества в данной части подлежит удовлетворению.
Следует отметить, что часть 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ направлена на реализацию пункта 2.9 плана мероприятий ("дорожной карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р, предусматривающего установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства.
В этой связи ссылка заявителя на часть 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ, устанавливающую возможность обращения с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества одной из сторон договора аренды недвижимого имущества, в том числе арендатора, не принимается во внимание.
Соответствие договора аренды Типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка", не отменяет действие указанного нормативного акта, а условия договора не могут противоречить закону (части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ).
При этом форма типового договора аренды лесного участка, утвержденная до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, не препятствует контрагентам определять его условия по соглашению при отсутствии императивных норм в отношении рассматриваемых условий в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 550.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 по делу N А29-3811/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что часть 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ направлена на реализацию пункта 2.9 плана мероприятий ("дорожной карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р, предусматривающего установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства.
В этой связи ссылка заявителя на часть 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ, устанавливающую возможность обращения с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества одной из сторон договора аренды недвижимого имущества, в том числе арендатора, не принимается во внимание.
Соответствие договора аренды Типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка", не отменяет действие указанного нормативного акта, а условия договора не могут противоречить закону (части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ).
При этом форма типового договора аренды лесного участка, утвержденная до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, не препятствует контрагентам определять его условия по соглашению при отсутствии императивных норм в отношении рассматриваемых условий в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 550."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 ноября 2018 г. N Ф01-5260/18 по делу N А29-3811/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5260/18
24.08.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5106/18
23.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3811/18
23.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3811/18