Нижний Новгород |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А28-15631/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 18.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.06.2018,
принятое судьей Шубиной Н.М., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А28-15631/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров"
(ИНН: 4345268905, ОГРН: 1094345020901)
к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345422106, ОГРН: 1154350003257),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Региональная служба по тарифам Кировской области
(ИНН: 4345163236, ОГРН: 1074345002665),
муниципальное учреждение - администрация Куменского района Кировской области
(ИНН: 4314001210, ОГРН: 1024300833083),
Министерство финансов Кировской области
(ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),
о взыскании убытков
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство энергетики и ЖКХ) о взыскании 7 465 349 рублей убытков, связанных с возмещением межтарифной разницы за период с декабря 2016 по август 2017 года.
Суд первой инстанции на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональную службу по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области), муниципальное учреждение - администрацию Куменского района Кировской области (далее - Администрация) и Министерство финансов Кировской области (далее - Министерство финансов).
Арбитражный суд Кировской области решением от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018, удовлетворил иск: взыскал с Министерства энергетики и ЖКХ за счет казны субъекта Российской Федерации 7 465 349 рублей убытков.
Суды руководствовались статьями 8, 15, 1064, 1069 и 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Порядком предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с предельными индексами, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.06.2018 и постановление от 06.09.2018 и принять новый судебный акт от отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что отказ в предоставлении субсидии является законным, поскольку стандарт уровня платежей граждан, утвержденный решениями Думы Куменского городского поселения от 03.11.2016 N 55/216 и от 16.03.2017 N 61/236, по части домов принят органом местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства, а не в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации". Кроме того, Министерство финансов полагает, что истец не указал, в чем выразилась противоправность действий ответчика. По мнению заявителя, субъект не может нести ответственность за действия Думы Куменского городского поселения.
Лица, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 21.06.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу N А28-15631/2017 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество с декабря 2016 года по август 2017 года поставляло тепловую энергию потребителям Куменского района Кировской области.
Для целей компенсации Обществу выпадающих доходов, возникающих в связи с межтарифной разницей, с учетом имеющихся экономически обоснованного тарифа Общества и стандартов в отношении платежей граждан Министерство строительства и ЖКХ и Общество заключили соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению гражданами платы за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами от 18.05.2016 N 450/в и от 01.11.2017 N 451/в (в редакции дополнительного соглашения от 18.05.2016).
В пункте 2.1.1 соглашений предусмотрена обязанность Общества ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять Министерству строительства и ЖКХ расчет размера субсидии с нарастающим итогом по утвержденной форме.
Общество во исполнение заключенных соглашений представило в Министерство строительства и ЖКХ расчеты размеров субсидий.
Расчет размера субсидий по Куменскому району осуществлен исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного решением правления РСТ Кировской области от 25.10.2016 N 40/5-тэ-2016, и стандартов уровня платежей граждан за коммунальную услугу, в том числе по Куменскому городскому поселению, в соответствии с решением Думы Куменского городского поселения от 03.11.2016 N 55/216 "О внесении изменений в решение Думы Куменского городского поселения от 04.08.2016 N 51/207 "Об утверждении уровня стандарта платежа гражданами за коммунальные услуги на 2016 год" и от 16.03.2017 N 61/236 "Об утверждении уровня платежей граждан за коммунальные услуги на 2017 год".
В письмах от 10.03.2017, 15.06.2017 и 16.10.2017 "Об итогах проверки представленных документов" ответчик отказал в предоставлении субсидии по коммунальным услугам, предоставленным в Куменском районе Кировской области.
Отказ ответчика основан на письме РСТ Кировской области от 29.12.2016 N 46790-66-01-03к, из которого следует, что стандарт уровня платежей гражданами утвержден органом местного самоуправления не в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации". В частности, в приложении к письму содержится указание на позиции N 5670, 5671, 5673 представленного расчета размера субсидий по стандартам, утвержденным решением Думы Куменского городского поселения от 03.11.2016 N 55/2016.
По результатам проведенной проверки прокурор района 09.11.2016 принес протест на решение Куменской городской Думы от 03.11.2016 N 55/216 "О внесении изменений в решение Думы от 04.08.2016 N 51/207 "Об утверждении уровня платежа гражданами за коммунальные услуги на 2016 год".
Протест рассмотрен депутатами на заседании Думы Куменского городского поселения третьего созыва 22.12.2016 и отклонен. В письме главы Администрации от 26.12.2016 N 1491-03-10 прокурору Куменского района сообщено о принятом решении. В частности, Администрация указала, что изменение стандарта уровня платежа приведет к нарушению прав граждан, поскольку в многоквартирных домах одинаковой конструкции и параметров, отапливаемых от одной котельной в одну и ту же организацию, плата будет с разницей 1500 рублей за 1 гигакалорию.
Истец в претензии от 21.09.2017 N 1598 обратился к ответчику с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Полагая, что разница между стоимостью поставленного коммунального ресурса, рассчитанной с применением экономически обоснованного тарифа, и стоимостью поставленной тепловой энергии, определенной с учетом установленного муниципальным образованием стандарта уровня платежей, должно компенсировать Министерство энергетики и ЖКХ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, окружной суд принял постановление исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (далее - Порядок предоставления субсидий).
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 названного документа.
Из положений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", и правовой позиции, представленной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, следует, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что решениями Думы Куменского городского поселения от 03.11.2016 N 55/216 "О внесении изменений в решение Думы Куменского городского поселения от 04.08.2016 N 51/207" и от 16.03.2017 N 61/236 "Об утверждении уровня платежей граждан за коммунальные услуги на 2017 год" утверждены стандарты уровня платежа гражданами за коммунальные услуги на 2016 и 2017 года, исходя из предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области (указ губернатора Кировской области от 27.11.2015 N 278). Указанные решения в установленном порядке не оспорены и не признаны несоответствующими законодательству. Расчеты с потребителями за ресурс осуществлялись с учетом названных стандартов, в связи с чем у истца возникли выпадающие доходы, которые должны быть компенсированы Обществу.
Расчет размера выпадающих доходов проверен судами и признан правильным. Оснований для иных выводов суд округа не имеет в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводы судов первой и второй инстанций, основанных на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и не свидетельствуют о наличии в обжалованных решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не выявил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.06.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу N А28-15631/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
...
Из положений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", и правовой позиции, представленной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, следует, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2018 г. N Ф01-5390/18 по делу N А28-15631/2017