Нижний Новгород |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А43-34922/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 20.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу:
Анисова В.А. (доверенность от 15.01.2018),
от публичного акционерного общества нефтегазовая компания "РуссНефть" и открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз":
Кудрявцевой Т.А. (доверенности от 29.12.2017 и от 16.01.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
сельскохозяйственного производственного кооператива "Красноармеец"
(ОГРН: 1026401863355, ИНН: 6424000171)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2018,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-34922/2017
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Красноармеец"
(ОГРН: 1026401863355, ИНН: 6424000171)
о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 26.01.2017 N 39,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Красноармеец" (далее - Кооператив, СПК "Красноармеец") обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 26.01.2017 N 39 об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.
Требование Кооператива основано на статье 55 Конституции Российской Федерации, статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 49, 56.3, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано отсутствием правовых оснований для изъятия у арендатора спорного земельного участка.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество нефтегазовая компания "РуссНефть", по ходатайству которого принят оспоренный приказ Департамента (далее - ПАО "РуссНефть", Общество), а также открытое акционерное общество "Саратовнефтегаз" (далее - ОАО "Саратовнефтегаз"), общество с ограниченной ответственностью "РедОйл".
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 09.06.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018, отказал Кооперативу в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, СПК "Красноармеец" обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций при принятии обжалованных судебных актов не учли, что изъятие совершено при отсутствии прямой потребности публично-правового образования, в интересах частного субъекта, при возможности недропользования без изъятия участка. Кассатор полагает, что отсутствует прямая потребность публично-правового образования (Российской Федерации) в проведении работ, связанных с пользованием недрами ПАО "РуссНефть". Материалы дела не содержат подтверждения необходимости в спорном земельном участке при проведении работ, связанных с пользованием недрами, пользование недрами возможно осуществлять без изъятия земельного участка. Суды не применили статью 3 Закона N 101-ФЗ, предусматривающую запрет передачи в собственность земель сельскохозяйственного назначения юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Доля уставного капитала ПАО "РуссНефть" в размере 67,65 процента принадлежит иностранным юридическим лицам, следовательно, Общество может обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Представитель Департамента в письменном отзыве и устно в судебном заседании просил оставить в силе обжалованные судебные акты, отказать заявителю в удовлетворении жалобы.
ПАО "РуссНефть" представило в суд отзыв и устно в лице уполномоченного представителя в заседании пояснило, что с доводами кассатора не согласно, считает обжалованные акты законными.
Представитель ОАО "Саратовнефтегаз" в судебном заседании настаивал на законности принятых судебных актов.
Кооператив, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не обеспечил явку, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, письменных отзывов, и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, Кооператив является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:24:090201:36, общей площадью 55 000 квадратных метров, местоположение: Саратовская область, Перелюбский район, Натальиноярское муниципальное образование в 3,4 километрах юго-восточнее х. Богдановка и в 1 километре северо-западнее села Натальин Яр, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ПАО "РуссНефть" обратилось в Департамент с ходатайством от 01.12.2016 за входящим N 4-2332-16 об изъятии земельного участка с условным номером 64:24:090201:36:ЗУ1, подлежащего формированию из земельного участка с кадастровым номером 64:24:090201:36, для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя (лицензия СРТ 01752 НЭ, Перелюбский участок недр), на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество имеет лицензию на право пользования недрами СРТ 01752 НЭ (дата государственной регистрации 01.12.2015).
По результатам рассмотрения указанного ходатайства Департамент издал приказ от 26.01.2017 N 39 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", согласно которому решено: утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером 64:24:090201:36:ЗУ1 площадью 327 квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером 64:24:090201:36 общей площадью 55 000 квадратных метров, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", находящегося в государственной собственности и предоставленного Кооперативу в аренду; изъять у Кооператива земельный участок с условным номером 64:24:090201:36:ЗУ1 площадью 327 квадратных метров, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 64:24:090201:36, предоставленного в аренду Кооперативу из земель сельскохозяйственного назначения и расположенного по адресу: Саратовская область, Перелюбский р-н, Натальиноярское муниципальное образование, в 4,3 километра юго-восточнее х. Богдановка и в 1 километре северо-западнее села Натальин Яр, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ПАО "РуссНефть" по лицензии СРТ 01752НЭ.
Кооператив, посчитав приказ Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Из части 2 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442 такой перечень утвержден.
ПАО "РуссНефть" имеет лицензию на право пользования недрами серия СРТ N 01752 НЭ (дата государственной регистрации 01.12.2017).
Минэкономразвития России приказом от 23.04.2015 N 250 утвердило требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов (далее - Требования), в пункте 4 которых предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии: копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии); копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе; копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации; копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В рассмотренном случае ПАО "РуссНефть" приложило к ходатайству об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд от 01.12.2016 все предусмотренные Требованиями документы, что при условии наличия соответствующей лицензии и отсутствия оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации для отказа в принятии решения об изъятии, позволило Департаменту на основании решения комиссии, образованной приказом Приволжскнедр от 19.04.2016 N 255, издать приказ от 26.01.2017 N 39, являющийся предметом настоящего спора.
Суды первой и апелляционной инстанций проверили оспоренный приказ на соответствие требованиям, установленным в статье 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, и сочли, что изъятие спорного земельного участка произведено на законных основаниях, процедура размещения решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд Департаментом соблюдена, возможность ознакомления с оспариваемым приказом для правообладателя и недропользователя обеспечена.
Обстоятельства, обозначенные Кооперативом в кассационной жалобе, не свидетельствуют о разрешении спора с нарушением требований закона.
Изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенными Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, и направлено не только на получении прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.
Вопреки позиции кассатора право недропользователя на изъятие земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не обусловлено его обязанностью доказать невозможность использования спорного участка на иных основаниях.
Довод жалобы о неприменении судами Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которым ПАО "Русснефть" может обладать спорным земельным участком только на праве аренды, на правильность постановленного судом первой инстанции решения не влияет, поскольку в связи с изъятием, обусловленным недропользованием, земельный участок подлежит переводу в земли промышленного назначения.
Аналогичную позицию высказал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 13.11.2018 N 301-КГ18-18148.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А43-34922/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Красноармеец" (ОГРН: 1026401863355, ИНН: 6424000171) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенными Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, и направлено не только на получении прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.
...
Довод жалобы о неприменении судами Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которым ПАО "Русснефть" может обладать спорным земельным участком только на праве аренды, на правильность постановленного судом первой инстанции решения не влияет, поскольку в связи с изъятием, обусловленным недропользованием, земельный участок подлежит переводу в земли промышленного назначения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2018 г. N Ф01-6008/18 по делу N А43-34922/2017