Нижний Новгород |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А29-1738/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Полтавского Д.И. (доверенность от 30.05.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2018, принятое судьей Гайдак И.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018, принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А., по делу N А29-1738/2018
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" (ИНН: 1108002238, ОГРН: 1021100948670)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" (далее - ООО "СКС") об урегулировании разногласий по договору 22 от 28.07.2017 N 5-22, в котором просило принять пункт 9.5 параграфа 9 договора в редакции истца.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018, урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора от 28.07.2017 N 5-22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Северкомплектстрой" по станции Ветлосян Северной железной дороги между ОАО "РЖД" и ООО "Северкомплектстрой", утвердил пункт 9.5 параграфа 9 договора в следующей редакции: "Владелец уплачивает перевозчику плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 8,839 км в размере 29 459 рублей 08 копеек. Плата определяется с учетом ставки 3065,0 рублей за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД" и облагается НДС.
Фактическая плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в годовом периоде;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета фактической платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "РЖД" и ООО "СКС" обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
ОАО "РЖД" просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
По мнению ОАО "РЖД", ответчик не представил доказательств того, что спорное условие договора в редакции истца является для него обременительным. Поскольку плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, то она относится к договорной плате. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг. С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.06.2018 N 305-ЭС18-7949, действия ОАО "РЖД", по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с ответчика независимо от факта подачи и уборки вагонов, не противоречат существу законодательного регулирования.
ООО "СКС" просит изменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 28.07.2017 N 5-22, изложив пункт 9.5 договора в редакции: "Плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", протяженностью 8,839 км в размере договорной цены 5074,45 руб., в т.ч. НДС в сутки. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД.".
ООО "СКС" считает неправомерным применение Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Распоряжение N 1056р является внутренним документом истца, не обладает силой нормативного акта и, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД" не может регулировать размер соответствующей платы. ОАО "РЖД" не подтвердило, что именно данный порядок расчетов является экономически обоснованным. Временный порядок рассчитывает плату за пользование железнодорожным путем, исходя из развернутой длины (при этом ООО "СКС" использует только 8,839 километра железнодорожного пути, однако оплата должна осуществляться за 16,692 километра железнодорожного пути, расположенные в том числе и на производственных базах других предприятий). Кроме того, Временный порядок рассчитывает плату за пользование железнодорожным путем, исходя из вагонооборота, в том числе и вагонооборота других контрагентов, что несправедливо, поскольку изменение платы происходит независимо от вагонооборота ООО "СКС". Суд отклонил методику расчета платы за пользование железнодорожным путем, предложенной ООО "СКС".
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы кассационной жалобы истца.
Суд округа удовлетворил ходатайство ответчика о проведении судебного заседания без участия его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СКС" (владелец) подписали договор от 28.07.2017 N 5-22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Северкомплектстрой" по станции Ветлосян Северной железной дороги, согласно которому производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 1 к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД" (ПЧ-30) по станции Ветласян, используемому для погрузки-выгрузки ООО "УЗСМ", локомотивом владельца (параграф 1).
Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "Граница железнодорожного пути необщего пользования", расположенный напротив переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 1.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2335,4 метра. Железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу.
Протяженность участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого при подаче и уборке вагонов владельцу составляет 8,839 километра (параграфы 1, 2 договора).
По пункту 9.5 договора владелец уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 8,839 километра в размере 29 459,08 рублей. Плата определяется с учетом ставки 3065,0 рублей за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в годовом периоде;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.
В силу пункта 13.1 договора срок его действия определен сторонами с момента подписания и по 30.09.2022 включительно.
В свою очередь, договор от 28.07.2017 N 5-22 подписан ООО "СКС" с протоколом разногласий, которым пункт 9.5. изложен в следующей редакции:
"владелец уплачивает перевозчику фактическую плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 8,839 км в размере 12 651,64 рублей. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД" и облагается НДС.
Фактическая плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, может измениться по соглашению сторон в следующих случаях:
а) при утверждении правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в годовом периоде;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета фактической платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.".
Стороны в протоколе согласования разногласий по пункту 9.5 договора к единому мнению не пришли.
В связи с возникшими разногласиями, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 58 Устава в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 58 Устава).
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
Между тем приняв во внимание, что условие о ежесуточном взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования в отсутствие его фактического использования контрагентом перевозчика нормативными правовыми актами не установлено и сторонами в добровольном порядке не согласовано, суды правомерно сочли определение подобного условия договора, предложенного перевозчиком, необоснованным и приняли спорный пункт договора в редакции ответчика.
В соответствии с предложенной истцом редакции условий пункта 9.5 договора плата определяется с учетом ставки 3065 рублей за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.
Ответчик, предлагая использовать договорную цену 5074,45 рублей, в том числе НДС в сутки, за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, документально не подтвердил, что данная ставка является экономически обоснованной, учитывающей все расходы истца по содержанию пути необщего пользования, и что предложенная перевозчиком договорная ставка (3065 рублей за 1 километр) является для ответчика крайне невыгодной и экономически необоснованной.
При таких обстоятельствах суды обоснованно установили размер ставки, предложенный истцом.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводы судов, основанные на обстоятельствах дела и нормах права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А29-1738/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и общества с ограниченной ответственностью "Северкомплектстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
...
В соответствии с предложенной истцом редакции условий пункта 9.5 договора плата определяется с учетом ставки 3065 рублей за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2019 г. N Ф01-6283/18 по делу N А29-1738/2018