Нижний Новгород |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А79-13993/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Инженер"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.05.2018,
принятое судьей Каргиной Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-13993/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Инженер"
(ИНН: 2130032960, ОГРН: 1072130020995)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной
инспекции Чувашской Республики,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный технологии", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Инженер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) от 29.09.2017 N 20/36.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба), общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии") и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 21.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого апелляционного арбитражного суда от 29.08.2018 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, в спорный период отсутствовал утвержденный норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления горячей воды. В связи с этим распределение компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев горячей воды для горячего водоснабжения, возможно только исходя из фактического объема потребления компонента на тепловую энергию в доме по показаниям общих домовых приборов учета (ОДПУ), что не противоречит пункту 1 статьи 157 Кодекса. Следовательно, Общество не допустило нарушения требований Кодекса, осуществив перерасчет платы за горячее водоснабжение с июля 2013 года по июнь 2014 года. Основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы и заявила ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (определение суда кассационной инстанции от 07.02.2019).
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом 92 по проспекту Мира в городе Чебоксары (далее - МКД).
Инспекция провела внеплановую документарную проверку по вопросу соблюдения Обществом порядка расчета платы за коммунальные услуги в указанном доме (в связи с поступившим коллективным обращением жителей от 29.09.2017).
В ходе проверки установлено, что в 2017 году Общество в нарушение Правил N 354 произвело доначисление платы за горячее водоснабжение за период с июля 2013 года по июнь 2014 года (исходя из фактического объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по показаниям ОДПУ). В обоснование перерасчета Общество неправомерно сослалось на решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.2015 по делам N А79-7477/2014, А79-4225/2016, согласно которым с Общества в пользу ООО "Коммунальные технологии" взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.09.2017 N 20/48.
По итогам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 29.09.2017 N 20/36, обязывающее в срок до 28.11.2017 произвести перерасчет (возврат) размера платы за горячее водоснабжение жителям указанного дома.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Правилами N 354, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления. Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В части 2 статьи 154 Кодекса установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за содержание жилого помещения в числе прочего включает в себя плату за холодную воду, горячую воду при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Кодекса).
В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии показаний приборов учета размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 87 Основ ценообразования двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду пункт 38 Правил N 354 дополнен абзацем, в соответствии с которым в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Названным постановлением также введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
При расчете размера платы определение количества тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), производится исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, независимо от оборудования дома ОДПУ, который фиксирует объем тепловой энергии, поступающий в систему ГВС дома (пункты 26, 27, формулы 23, 24 приложения 2 к Правилам N 354).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что МКД оборудован ОДПУ горячей воды и тепловой энергии. ОДПУ учитывает объем потребления горячей воды в кубических метрах (компонент на теплоноситель) и объем потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в Гкал (компонент на тепловую энергию).
Постановлением Службы от 26.12.2012 N 61-20/гв для домов с централизованной закрытой системой ГВС утверждены тарифы на горячую воду в виде однокомпонентного тарифа в рублях за один кубический метр (с июля по декабрь 2013 года в размере 84,75 руб./куб. м). Для домов с открытой системой ГВС утверждены двухкомпонентные тарифы на горячую воду.
Постановлением Службы от 17.12.2013 N 60-23-24/гв на 2014 год установлены двухкомпонентные тарифы (компонент на холодную воду в рублях за один кубический метр и компонент на тепловую энергию в рублях за 1 Гкал) для домов с открытой системой ГВС. Для домов с закрытой системой ГВС тарифы установлены постановлением Службы от 17.12.2013 N 59-16-24/гв.
В связи с отсутствием в Правилах N 306 порядка определения норматива потребления коммунальных услуг и в целях единообразного осуществления расчетов платы за горячее водоснабжение, недопущения роста платы за коммунальные услуги и социального взрыва среди населения Правительственной комиссией Чувашской Республики рекомендовано до 01.07.2014 стоимость одного кубического метра горячей воды рассчитывать исходя из утвержденного компонента на тепловую энергию, компонента на теплоноситель и расхода тепловой энергии на подогрев одного кубического метра теплоносителя, учтенного при расчете однокомпонентного тарифа на горячую воду для населения города Чебоксары, - 0,05320 Гкал/куб. м.
По заявлению ООО "Коммунальные технологии" (поставщик ресурсов) определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2014 N 31-АПГ14-4 однокомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе ГВС отменены с 01.01.2014.
ООО "Коммунальные технологии" с 01.01.2014 выставляло управляющим компаниям плату за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов.
В связи с этим управляющие и теплоснабжающие организации с декабря 2014 года стали применять двухкомпонентные тарифы на горячую воду, установленные постановлениями Службы, и внесли соответствующие изменения в платежные документы.
При этом при проведении расчетов за горячую воду до внесения изменений в федеральное законодательство с учетом анализа опыта соседних регионов использовались временные нормативы тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, утвержденные приказами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашии.
Общество с июля 2013 года по июнь 2014 года начисляло плату за коммунальную услугу ГВС, предоставленную жителям МКД, исходя из стоимости горячей воды в размере 84,75 руб./куб. м (однокомпонентный тариф для домов с закрытой системой ГВС).
Согласно утвержденной схеме в МКД открытая система теплоснабжения. Общество в августе 2014 года произвело доначисление жителям плату за ГВС за период с января по июль 2014 года исходя из разницы между стоимостью горячей воды, рассчитанной по тарифу 99,46 руб./куб. м, рекомендованному Правительственной комиссией и начисленной по тарифу 84,75 руб./куб. м. В расчете учтен расход тепловой энергии на производство одного кубического метра горячей воды в размере 0,05320 Гкал/куб. м., применяемый при расчете однокомпонентного тарифа в закрытой системе ГВС. Указанный порядок расчета не противоречит пункту 1 статьи 157 Кодекса.
Однако в нарушение пункта 1 статьи 157 Кодекса, Правил N 354 Общество в июле 2017 года начислило жителям МКД дополнительную плату за горячее водоснабжение за период с июля 2013 года по июнь 2014 года исходя из фактического (сверхнормативного) объема потребления тепловой энергии на подогрев воды по показаниям ОДПУ.
Судебные акты о взыскании с Общества в пользу ООО "Коммунальные технологии" задолженности за поставленную тепловую энергию, на которые ссылается заявитель, в рассматриваемом случае не могут служить основанием для доначисления жителям платы за горячее водоснабжение за спорный период.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для выдачи Инспекцией оспариваемого предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А79-13993/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Инженер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Инженер" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.12.2018 N 2624.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно утвержденной схеме в МКД открытая система теплоснабжения. Общество в августе 2014 года произвело доначисление жителям плату за ГВС за период с января по июль 2014 года исходя из разницы между стоимостью горячей воды, рассчитанной по тарифу 99,46 руб./куб. м, рекомендованному Правительственной комиссией и начисленной по тарифу 84,75 руб./куб. м. В расчете учтен расход тепловой энергии на производство одного кубического метра горячей воды в размере 0,05320 Гкал/куб. м., применяемый при расчете однокомпонентного тарифа в закрытой системе ГВС. Указанный порядок расчета не противоречит пункту 1 статьи 157 Кодекса.
Однако в нарушение пункта 1 статьи 157 Кодекса, Правил N 354 Общество в июле 2017 года начислило жителям МКД дополнительную плату за горячее водоснабжение за период с июля 2013 года по июнь 2014 года исходя из фактического (сверхнормативного) объема потребления тепловой энергии на подогрев воды по показаниям ОДПУ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2019 г. N Ф01-6309/18 по делу N А79-13993/2017