Нижний Новгород |
|
15 марта 2019 г. |
Дело N А11-13212/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Дунаевой О.В. (доверенность от 24.08.2017),
от третьего лица: Марьина Д.Б. (доверенность от 01.10.2018 N 55)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
администрации Чернопенского сельского поселения
Костромского муниципального района Костромской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.06.2018,
принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-13212/2017
по заявлению администрации Чернопенского сельского поселения
Костромского муниципального района Костромской области
о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
об отказе принять в федеральную собственность объект недвижимости,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация Костромского муниципального района Костромской области,
и установил:
администрация Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ранее - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Костромской области; далее - Теруправление) об отказе в принятии в федеральную собственность объекта: гидротехнического сооружения - берегоукрепления, назначение: нежилое, протяженностью 1000 метров, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, Чернопенское сельское поселение, с. Чернопенье, на правом берегу Горьковского водохранилища, 617-618 км судового хода, с кадастровым номером 44-44-01/050/2010-832 (исходящий документ от 31.05.2017 N 2394), и об обязании Теруправления принять указанный объект в федеральную собственность.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 24.10.2017 дело N А31-9066/2017 по указанному заявлению передано в Арбитражный суд Владимирской области по подсудности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Костромского муниципального района Костромской области (далее - Администрация района).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 28.06.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с названными судебными актами, Администрация поселения обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, в связи с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на то, что спорное гидротехническое сооружение в совокупности с водным объектом являются сложной вещью и должны находиться в федеральной собственности; порядок осуществления процедуры передачи спорного объекта в федеральную собственность заявителем не нарушен.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросили отменить обжалованные решение и постановление.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Теруправления сослался на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Теруправления о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей заявителя и третьего лица, явившихся в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, Администрации поселения принадлежит гидротехническое сооружение - берегоукрепление, назначение: нежилое, протяженностью 1000 метров, инвентарный N 260с, литера А, адрес объекта: Костромская область, Костромской район, Чернопенское сельское поселение, с. Чернопенье, на правом берегу Горьковского водохранилища, 617-618 км судового хода, с кадастровым номером 44-44-01/050/2010-832 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2012 серии 44АБ N 531034, решение Костромского районного суда Костромской области от 17.10.2011 по делу N 2-721/2011, выписка из реестра муниципального имущества от 17.04.2017 N 6, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2017 N 44/001/003/201714973).
Администрация поселения обратилась в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) с предложением (заявление от 17.04.2017 N 280) принять указанное имущество в федеральную собственность.
В письме от 12.05.2017 N 04/18439 Агентство перенаправило пакет документов по предложению Администрации поселения в Теруправление для рассмотрения и принятия решения по существу.
В письме от 31.05.2017 N 2394 Теруправление отказало в принятии спорного гидротехнического сооружения в федеральную собственность в связи с отсутствием оснований для передачи имущества, предусмотренных статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), указав также на непредставление документов, перечисленных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, а именно: документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений; предложения федерального органа исполнительной власти о передаче в федеральную собственность имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается осуществить закрепление имущества (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), либо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества; обращения федерального государственного предприятия, федерального государственного учреждения или государственного предприятия, государственного учреждения субъекта Российской Федерации о принятии имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации соответственно в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней; заверенной в установленном порядке копии устава организации, за которой предлагается закрепление имущества; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.
Кроме того, Теруправление указало, что Администрацией поселения предложен к передаче в федеральную собственность только объект недвижимого имущества без земельного участка, на котором находится гидротехническое сооружение.
Посчитав, что решение Теруправления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрация поселения, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основания и процедура передачи имущества с одного уровня публичной собственности на иной уровень публичной собственности регулируется исключительно статьей 154 Закона от N 122-ФЗ, в соответствии с которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
В силу подпункта 5.13 пункта 5 Положения Агентство приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно подпункту 4.2.11 пункта 4.2 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган по поручению Агентства осуществляет действия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Административный регламент Агентства по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270, содержит аналогичный перечень документов, предоставляемых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.
Отказ Теруправления обусловлен непредставлением Администрацией поселения документов со ссылкой на перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, являющийся обязательным в процедуре передачи имущества и направленным на согласованное волеизъявление сторон.
Следует отметить, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной законодательной нормой, и при наличии волеизъявления сторон.
Следовательно, передача спорного гидротехнического сооружения из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий, а также несоблюдении установленного порядка.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что Администрация поселения при оформлении передачи имущества не подготовила полный пакет документов, необходимый для передачи имущества в федеральную собственность, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о соответствии принятого Теруправлением отказа в принятии спорного объекта в федеральную собственность действующему законодательству.
При этом Администрация поселения не обосновала объективную необходимость передачи конкретного объекта из муниципальной собственности в федеральную собственность для осуществления федеральным органом государственной власти своих полномочий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственником гидротехнического сооружения может быть как Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В полномочия органов местного самоуправления по организации и осуществлению мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, городского округа, входит, в частности, финансовое обеспечение (расходное обязательство) мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований (подпункты 1 и 4 пункта 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ).
Суды установили, что спорное гидротехническое сооружение построено в целях защиты с. Чернопенье от наводнений и подтоплений, то есть предназначено для решения вопросов местного значения, а именно обеспечивает реализацию полномочий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, следовательно, оно может находиться в муниципальной собственности Чернопенского сельского поселения Костромского района Костромской области.
Данное обстоятельство подтверждается письмами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.02.2018 N 01-15/3783, федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Горьковского водохранилища" от 25.05.2018 N 01-19/213, закрытого акционерного общества "Институт Костромагипроводхоз" от 18.05.2018 и фотоматериалами.
Доказательств обратного Администрацией поселения в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не нашли правовых оснований для признания оспариваемого отказа Теруправления незаконным и обязания уполномоченного органа совершить действия по принятию спорного объекта в федеральную собственность.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, основанных на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация поселения освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.06.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 по делу N А11-13212/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В полномочия органов местного самоуправления по организации и осуществлению мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, городского округа, входит, в частности, финансовое обеспечение (расходное обязательство) мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований (подпункты 1 и 4 пункта 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2019 г. N Ф01-341/19 по делу N А11-13212/2017