Нижний Новгород |
|
28 марта 2019 г. |
Дело N А82-5092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Шумилова А.А. (доверенность от 09.01.2019),
от заинтересованного лица: Александровой Ж.В.(доверенность от 18.02.2018,
в судебном заседании 20.03.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2018,
принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу N А82-5092/2018
по заявлению Департамента агропромышленного комплекса и потребительского
рынка Ярославской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
(ИНН: 7604084630, ОГРН: 1067604005622)
к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,-
общественная организация Ярославской области "Общество по защите прав
потребителей",
и установил:
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена общественная организация Ярославской области "Общество по защите прав потребителей" (далее - Общественная организация).
Решением суда от 05.09.2018 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Департамент нарушил процедуру проверки, установленную Законом N 294-ФЗ, поэтому основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Кодекса судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
На основании статьи 163 Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.03.2019.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 30.06.2017 N 76РПО0000044 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в кафе, расположенном по адресу: город Ярославль, проспект Машиностроителей, 23.
Департамент установил, что 18.01.2018 в нарушение абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ Общество в кафе осуществило розничную продажу красного сухого вина защищенного наименования "Темпранильо. Вальдепеньяс, Бесо Дель Соль" без вскрытия потребительской тары.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, Департамент составил протокол от 13.03.2018 N 18/18 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, нормами Законов N 171-ФЗ и 294-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Департаментом состава вмененного Обществу административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным. С учетом статьи 4.1 КоАП РФ суд назначил Обществу наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в деянии Общества имеется состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.16 КоАП РФ; в целях исключения ухудшения положения лица, привлекаемого к ответственности, суд не усмотрел оснований для переквалификации правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Статья 14.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Закон N 171-ФЗ.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены в статье 16 Закона N 171-ФЗ.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным, что в нарушение абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ Общество при оказании услуг общественного питания осуществило реализацию алкогольной продукции (сухого вина) без вскрытия потребительской тары.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно привлекли Общество к административной ответственности за нарушение требований к обороту алкогольной продукции.
Вопреки доводу заявителя материалы дела не свидетельствуют о несоблюдении судом апелляционной инстанции принципа состязательности сторон (статья 9 Кодекса).
Утверждение Общества о нарушении Департаментом при проведении проверки требований Закона N 294-ФЗ и об отсутствии оснований к возбуждению дела об административном правонарушении, отклоняется.
В рассматриваемом случае проверка в отношении Общества не проводилась. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились материалы, поступившие из Общественной организации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А82-5092/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 18.12.2018 N 5003.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным, что в нарушение абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ Общество при оказании услуг общественного питания осуществило реализацию алкогольной продукции (сухого вина) без вскрытия потребительской тары.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Утверждение Общества о нарушении Департаментом при проведении проверки требований Закона N 294-ФЗ и об отсутствии оснований к возбуждению дела об административном правонарушении, отклоняется.
В рассматриваемом случае проверка в отношении Общества не проводилась. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились материалы, поступившие из Общественной организации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2019 г. N Ф01-520/19 по делу N А82-5092/2018