Нижний Новгород |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А17-8748/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя от истца:
Соколовой М.А. (доверенность от 25.07.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.06.2018,
принятое судьей Ильичевой О.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018,
принятое судьями Горевым Л.Н., Савельевым А.Б., Тетерваком А.В.,
по делу N А17-8748/2017
по иску открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
(ИНН: 3731023288, ОГРН: 1023700542030)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ивановский станкостроительный завод"
(ИНН: 3702738570, ОГРН: 1143702021726)
о признании права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области и акционерный коммерческий банк "НОВИКОМБАНК" акционерное общество,
и установил:
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ивановский станкостроительный завод" (далее - Завод) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - электрическую сеть 6 кВ (ААБ-6 (3х70) общей протяженностью 720 метров, кадастровый номер 37:24:040928:1061, расположенную по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, от КП-2 до ТП-8, от КП-2 до ТП-4, от КП-2 до ТП-5 и от КП-2 до ТП-6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - Управление), акционерный коммерческий банк "НОВИКОМБАНК" акционерное общество (далее - Банк).
Арбитражный суд Ивановской области решением от 29.06.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилосьвАрбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросилоотменитьвынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на вхождение спорные кабельные сети вошли в состав приватизируемого имущества Общества, поскольку они значились в титульных списках предприятия в составе объектов производственного значения и не были включены на момент приватизации в состав объектов, не подлежащих приватизации; акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 необоснованно исключен из числа доказательств; при проверке заявления о фальсификации путем запроса документов несоответствие действительности сведений, внесенных в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 не установлено, экспертиза на дату изготовления документа, а также почерковедческая не проводились; отсутствие государственной регистрации права собственности на спорную сеть не свидетельствует о невозникновении права собственности; регистрация права собственности ответчика произведена на объект приватизированный истцом; доказательств обслуживания спорным объектом исключительно объектов ответчика в материалах дела не имеется.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросил отменить обжалованные решение и постановление.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Общества сослался на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание,поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановленияВторого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Ивановский завод тяжелого станкостроения был введен в эксплуатацию в декабре 1966 года.
В 1993 году в соответствии с Федеральным законом от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Ивановский завод тяжелого станкостроения приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС").
Приватизация Предприятия осуществлялась на основании плана приватизации от 21.01.1993, зарегистрированного Финансовым управлением администрации Ивановской области N 33-1П-077.
Из представленного в дело плана приватизации следует, что Общество является правопреемником Ивановского завода тяжелого станкостроения, форма собственности предприятия до преобразования: федеральная собственность. Имущество передано ОАО "ИЗТС" на основании плана приватизации.
Истец полагает, что ОАО "ИЗТС" является владельцем объектов электросетевого хозяйства, в том числе, электрической сети 6кВ (ААБ-6 (3x70)) общей протяженностью 720 метров, кадастровый номер 37:24:040928:1061, по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, от КП-2 до ТП-8, от КП- 2 до ТГТ-4, от КП2 до ТП-5, от КП-2 до ТП-6 РУ-бкВ (КП-2); РУ-0,4 кВ ТП-4; ТП-5; ТП-6; ТП-8; ТП-9 (1); ТП-9 (2) в отсутствие государственной регистрации права собственности, ссылаясь пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как указывает истец, ОАО "ИЗТС" владело и пользовалось объектами электросетевого хозяйства, в частности, спорной сетью; данные объекты стояли на балансе ОАО "ИЗТС", как электросетевой организации, которое несло бремя содержания данных объектов.
Истцом были заключены договоры на поставку электрической энергии с контрагентами.
В марте 2017 года в ходе рассмотрения Арбитражным судом Ивановской области дела N А17-5665/2016 истцу стало известно, что общество с ограниченной ответственностью "ИЗТС" (в настоящее время переименовано в Завод) 20.02.2017 зарегистрировало за собой право собственности на спорное сооружение электроэнергетики.
Указывая на то, что спорный объект вошел в состав имущества, переданного Обществу по сделке приватизации, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (статья 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 Постановления N 10/22, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Суды установили, что Ивановский завод тяжелого станкостроения в 1993 году было преобразовано путем приватизации в ОАО "ИЗТС".
В период приватизации Ивановского завода тяжелого станкостроения условия, способы и порядок приватизации государственного имущества регулировались Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Указами Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" и от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (вместе с "Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа").
В соответствии со вторым абзацем пункта 10 раздела 1 названного Положения о коммерциализации, утвержденного пунктом 8 Указа N 721, состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
В акте оценки стоимости имущества Ивановского завода тяжелого станкостроения по состоянию на 01.07.1992 (представленного по запросу суда Департаментом управления имуществом Ивановской области в виде архивной копии) указаний на объект электросетевого хозяйства, а именно: электрическую сеть 6 кВ (ААБ-6 (3х70)) общей протяженностью 720 метров, кадастровый номер 37:24:040928:1061, по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, от КП-2 до ТП-8, от КП-2 до ТП-4, от КП-2 до ТП-5 и от КП-2 до ТП-6, не содержится.
При этом суды приняли во внимание, что указанные в названом акте идентифицирующие имущество признаки не являются достаточными для индивидуализации объекта - электрическая сеть 6 кВ (ААБ-6 (3х70)) общей протяженностью 720 метров, по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, от КП-2 до ТП-8, от КП-2 до ТП-4, от КП-2 до ТП-5 и от КП-2 до ТП-6, в связи с чем пришли к выводу о невозможности с достоверностью установить передачу ОАО "ИЗТС" в процессе приватизации именно спорного имущества, указанного в иске.
Кроме того, в процессе проверки обоснованности заявления Завода о фальсификации акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 ОАО "ИЗТС", судом первой инстанции истребованы заверенные копии плана приватизации Ивановского завода тяжелого станкостроения с актом оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992, при исследовании которых, установлено, что акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 ОАО "ИЗТС" как приложение к плану приватизации отсутствует.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении процессуального законодательства при проверке обоснованности заявления о фальсификации в соответствии со статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из материалов дела не усматривается. Назначение судебной экспертизы является одним из способов проверки заявления о фальсификации доказательств и в силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда.
Таким образом, непринятие судами в качестве надлежащего доказательства права собственности Общества акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 ОАО "ИЗТС", позиции N 201 - 210 которого содержат указание на объекты электросетевого хозяйства истца, является обоснованным.
Суды также установили, в плане приватизации Ивановского завода тяжелого станкостроения спорный объект не обозначен.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив отсутствие в плане приватизации государственного предприятия спорного имущества, на которое претендует Общество, пришли к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о возникновении у правопредшественника Общества права собственности на спорные объекты электросетевого хозяйства в результате приватизации на основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении искового требования по заявленным основаниям.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они являлись предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, где не нашли своего подтверждения и были отклонены.
В силу статей 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов в суде кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.06.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А17-8748/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период приватизации Ивановского завода тяжелого станкостроения условия, способы и порядок приватизации государственного имущества регулировались Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Указами Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" и от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (вместе с "Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа").
...
Суды также установили, в плане приватизации Ивановского завода тяжелого станкостроения спорный объект не обозначен.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив отсутствие в плане приватизации государственного предприятия спорного имущества, на которое претендует Общество, пришли к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о возникновении у правопредшественника Общества права собственности на спорные объекты электросетевого хозяйства в результате приватизации на основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2019 г. N Ф01-960/19 по делу N А17-8748/2017
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-960/19
11.12.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6908/18
03.12.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8748/17
09.10.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8748/17
20.09.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8748/17
29.06.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8748/17