Нижний Новгород |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А79-10446/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.10.2018,
принятое судьей Каргиной Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-10446/2017
по заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по городу Чебоксары от 18.07.2017 N 174,
третьи лица - муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары,
и установил:
администрация города Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по городу Чебоксары (далее - Управление, уполномоченный орган) от 18.07.2017 N 174.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2018, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, на Администрацию возложена обязанность по организации и осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования города Чебоксары. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление выдало Администрации предписание от 18.07.2017 N 174, которым предлагается в целях обеспечения безопасности дорожного движения устранить недостатки, указанные в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) на участках улично-дорожной сети города Чебоксары, прилегающих к общеобразовательным учреждениям города Чебоксары, в срок один месяц с момента получения предписания.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного предписания.
Руководствуясь положениями Федеральных законов N 131-ФЗ, 196-ФЗ, 257-ФЗ, статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом ненадлежащему лицу, в связи с чем удовлетворил требование Администрации и признал предписание от 18.07.2017 N 174 незаконным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 257-ФЗ.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ ).
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 7 главы II Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 40 (с изменениями) к вопросам местного значения также относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что Администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории городского округа в соответствии с нормативными требованиями.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В пункте 1 статьи 123.21 ГК РФ определено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).
В статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Как следует из материалов дела, в рассмотренном случае полномочия органа местного самоуправления, касающиеся дорожной деятельности, переданы специально созданному учреждению с соответствующим финансированием.
Суд апелляционной инстанции установил, что органом местного самоуправления создано муниципальное бюджетное учреждение "Управление ЖКХ и благоустройства" (далее - Учреждение, МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства"), в том числе, в целях удовлетворения общественных потребностей в содержании объектов внешнего благоустройства, коммунального хозяйства и реконструкции жилищного фонда.
Учреждение создано путем реорганизации муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики в форме преобразования на основании распоряжения Администрации от 24.12.2007 N 4487-р.
Учредителем МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" является Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары (пункт 1.1 Устава Учреждения).
Из пункта 2.2 Устава Учреждения (том 2, листы дела 37 - 44) следует, что для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика по строительству, модернизации, реконструкции и ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства города Чебоксары в рамках муниципального заказа на основе муниципального контракта; выполняет функции заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства за счет дополнительно привлеченных источников; осуществление функций технического надзора за выполнением всего комплекса работ и услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства и при реконструкции жилищного фонда.
МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, печать со своим наименованием и наименованием муниципального образования города Чебоксары, штампы, бланки с официальными символами муниципального образования города Чебоксары и другие средства индивидуализации (пункт 1.5 Устава Учреждения).
Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством (пункт 1.6 Устава Учреждения).
Распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22.12.2011 N 1114-р на баланс Учреждения переданы элементы внешнего благоустройства, в том числе дороги, уличные знаки, элементы уличного освещения.
Правила благоустройства территории города Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 N 1136, определяли объекты благоустройства территории как территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Аналогичное определение содержится в решении Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2017 N 1006 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Чебоксары".
Исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам о том, что ненадлежащее содержание указанных в предписании участков дороги допущено не Администрацией, а лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений - бюджетное учреждение, которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Публичные полномочия органов местного самоуправления в сфере ответственности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения могут быть реализованы и в данном случае реализованы путем создания специально ориентированного на эти цели хозяйствующего субъекта, поскольку именно в силу своего правового статуса органы местного самоуправления и их структурные подразделения, не имеющие профессиональных трудовых и материальных ресурсов, осуществить эти полномочия иным образом не могут.
Непосредственное содержание и оборудование автомобильных дорог местного значения предполагает наличие профессиональных, трудовых и материальных ресурсов, что в данном случае осуществлено, в частности, созданием соответствующего Учреждения.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16.12.2016 N 45-АД16-13, от 18.08.2016 N 34-АД16-6 и от 09.01.2017 N 34-АД16-9.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом ненадлежащему лицу, и обоснованно удовлетворили заявленное требование Администрации.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его полномочий (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А79-10446/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 123.21 ГК РФ определено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
...
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).
В статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
...
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16.12.2016 N 45-АД16-13, от 18.08.2016 N 34-АД16-6 и от 09.01.2017 N 34-АД16-9."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2019 г. N Ф01-1509/19 по делу N А79-10446/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1509/19
24.12.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10297/18
23.10.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10446/17
05.09.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10446/17