Нижний Новгород |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А79-7128/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
частного дошкольного образовательного учреждения
"Центр развития ребенка - детский сад "Дошкольная академия"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2018,
принятое судьей Павловой О.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-7128/2018
по заявлению частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Дошкольная академия"
(ИНН: 2130999690, ОГРН: 1132100000526)
к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики
о признании незаконным бездействия по отмене приказа и об обязании отменить приказ
и установил:
частное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Дошкольная академия" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия по отмене приказа от 14.10.2016 N 2106, об обязании Министерства отменить приказ от 14.10.2016 N 2106.
Решением суда от 25.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 решение оставлено без изменения.
Учреждение не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы указывает, что о приказе от 14.10.2016 N 2106 заведующему Учреждения - Лекаревой Л.Г., являющейся заведующей на момент обращения Министерства в арбитражный суд с иском об аннулировании лицензии, не было известно; не отменив данный приказ Министерство проявило незаконное бездействие; прим детей в в Учреждение регулируется внутренними актами, поэтому Министерство полномочиями по установлению такого запрета не наделено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве отклонило доводы заявителя; просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 14.01.2016 N 27 проведена проверка в отношении Учреждения в целях выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно подпункта "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966), в части отсутствия права собственности на здание и земельный участок, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Филиппа Лукина, д. 6.
По результатам проверки Министерство составило акт проверки от 09.02.2016 N 09/03-2016.007, протокол об административной правонарушении от 09.02.2016 N 6 о привлечении должностного лица Учреждения - заведующей Шапошниковой Ольги Валерьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 09.02.2016 N 09/03-2016.007п со сроком исполнения до 09.08.2016.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Московского района города Чебоксары Чувашской Республики от 18.03.2016 по делу N 5-143/2016 Шапошникова Ольга Валерьевна признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На основании приказа Министерства от 09.08.2016 N 1707 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения в целях обеспечения исполнения предписания об устранении нарушений от 09.02.2016 N 09/03-2016.007 п.
В ходе проверки выявлен факт невыполнения предписания от 09.02.2016 N 09/03-2016.007п в части подпункта "а" пункта 6 Положения N 966, а именно установлено отсутствие документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Филиппа Лукина, д. 6.
По результатам проверки Министерство составило акт проверки от 26.08.2016 N 09/03-2016.048, протокол об административной правонарушении от 26.08.2016 N 15 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 26.08.2016 N 09/03-2016.048п со сроком исполнения до 26.11.2016.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 28.12.2016 по делу N 5852/2016 Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) ввиду неисполнения Учреждением предписания от 09.02.2016 N 09/03-2016.007п Министерство издало приказ от 14.10.2016 N 2106, в котором изложило требование о запрете приема обучающихся в Учреждение с 17.10.2016.
Письмами от 08.12.2017 N 73, от 21.03.2018 N 16 Учреждение просило отменить приказ от 14.10.2016 N 2106 как не соответствующий действующему законодательству.
Письмами от 13.12.2017 N 09/09-14524, от 28.03.2018 N 09/09-3816 Министерство сообщило Учреждению, что документы, подтверждающие факт устранения Учреждением грубого нарушения лицензионных требований, в лицензирующем органе отсутствуют. Приказ от 14.10.2016 N 2106 получен Шапошниковой О.В., исполняющей на момент издания приказа должность заведующей Учреждения.
Посчитав, что Министерство допустило незаконное бездействие по непринятию мер к отмене приказа от 14.10.2016 N 2106, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства по отмене приказа и об обязании его отменить.
Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 2, 4, 6, 7 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ, пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), частью 1 статьи 18, пунктом 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных данным законом (части 2 и 4 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ).
Основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ).
В силу части 6 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
В части 7 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
Таким образом, Федеральным законом N 273-ФЗ определен следующий порядок совершения действий в ходе проверки: выявленные нарушения оформляются актом проверки; затем выносится предписание об устранении нарушений; далее возбуждается дело об административном правонарушении, если не выполнено предписание, выдается новое предписание и запрещается прием в учебное заведение.
Как видно из материалов дела и установили суды, Министерство, выявив неисполнение Учреждением предписания от 09.02.2016 N 09/032016.007п, возбудило дело об административном правонарушении, издало приказ от 14.10.2016 N 2106, согласно которому Учреждению запрещен прием обучающихся с 17.10.2016.
Приказ от 14.10.2016 N 2106 не оспорен Учреждением и не отменен, следовательно, в настоящее время является действующим. Факт получения этого приказа заведующей Учреждением Шапошниковой О.В. 17.10.2016 подтверждается соответствующей отметкой на данном документе.
Суды обоснованно отклонили довод Учреждения о том, что приказ от 14.10.2016 N 2106 противоречит лицензии от 30.01.2014 N 1232 (с учетом ей переоформления 12.01.2018).
На основании приказа Министерства от 30.01.2014 N 115 Учреждению выдана лицензия от 30.01.2014 N 1232 на осуществление образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования и по программам дополнительного образования детей и взрослых.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Согласно приказу Министерства от 12.01.2018 N 18 указанная лицензия переоформлена на основании заявления лицензиата в связи с изменением наименования юридического лица.
При этом суды установили, что в соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ Министерством подало заявление в арбитражный суд об аннулировании данной лицензии. В рамках дела N А79-12628/2017 рассматривается обоснованность данного требования.
Суды установили, что приказ получен заведующей Учреждением Шапошниковой О.В. и факт неполучения приказа новым заведующим Учреждения не свидетельствует о его недействительности.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по оплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.09.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А79-7128/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Дошкольная академия" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей отнести на частное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Дошкольная академия".
Взыскать с частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Дошкольная академия" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Согласно приказу Министерства от 12.01.2018 N 18 указанная лицензия переоформлена на основании заявления лицензиата в связи с изменением наименования юридического лица.
При этом суды установили, что в соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ Министерством подало заявление в арбитражный суд об аннулировании данной лицензии. В рамках дела N А79-12628/2017 рассматривается обоснованность данного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2019 г. N Ф01-1257/19 по делу N А79-7128/2018