Нижний Новгород |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А29-3646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023
по делу N А29-3646/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" (ИНН: 1101168795, ОГРН: 1201100002751)
о признании недействительным предписания отделения лицензионно-разрешительной работы по городу Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное учреждение Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания отделения лицензионно-разрешительной работы по городу Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее - Отделение) от 25.03.2023 N 3581-273 об устранении нарушений лицензионных требований и условий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, оспариваемое предписание составлено и выдано с нарушением порядка, установленного законом, что нарушает права и законные интересы Общества. Заявитель полагает, что Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и не может быть включено в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране. Соответственно, Общество правомерно оказывает охранные услуги Учреждению. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Определением суда округа от 05.02.2024 произведена замена судьи Домрачевой Н.Н. на судью Забурдаеву И.Л. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 056623 от 14.08.2020.
В ходе осуществления проверки поступивших в Отделение от Общества уведомлений о начале оказания охранных услуг на объекте Учреждения, расположенном по адресу Республика Коми, город Сыктывкар, улица Свободы, дом 25 (договор от 28.02.2023 N 50-ЭА), установлено, что Общество осуществляет оказание охранных услуг на указанном объекте в нарушение требований, установленных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), пунктом 1 Перечня объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросах частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Перечень N 587), так как указанный объект относится к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Управление направило Обществу предписание от 25.03.2023 N 3581-273 об устранении нарушений лицензионных требований и условий в срок до 24.04.2023.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Закона N 2487-1, Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498), с учетом Перечня N 587, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения N 498 охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.
В силу части 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти, иными государственными органами Российской Федерации (пункт 1 Перечень N 587).
Установленное правовое регулирование (ограничение) направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О).
Как свидетельствуют материалы дела, Общество на основании договора от 28.02.2023 N 50-ЭА предоставляет охранные услуги на объекте Учреждения.
По смыслу подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции исполнительной власти по оказанию государственных услуг могут осуществляться как непосредственно соответствующими органами исполнительной власти, так и подведомственными им государственными учреждениями. Таким образом, находящиеся в ведении органов исполнительной власти государственные учреждения реализуют функции этих государственных органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Положение N 610).
Согласно пункту 1 Положения N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 610).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (Минтрудсоц РК) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области (сфере) в том числе социального обслуживания, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения.
Согласно пункту 22 Приложения N 4 к постановлению Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519 Учреждение входит в перечень государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 07.12.2016 N 2778 утвержден устав Учреждения, в котором предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление отдельных функций и предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения (пункт 3.1); Учреждение создано в целях обеспечения государственных гарантий и оказания государственных услуг в сфере занятости населения (пункт 3.2); Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (пункт 2.2).
С учетом приведенных положений суды пришли к верному выводу о том, что объект Учреждения, подведомственный Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и выполняющий возложенные на данный орган исполнительной власти функции по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, относится к объектам, которые в силу пункта 1 Перечня N 587 подлежат государственной охране.
Довод заявителя жалобы об обратном признан несостоятельным.
Общество является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность, в связи с этим не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587.
Аргумент Общества о нарушении Отделением процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), подлежит отклонению.
В силу подпункта 23 пункта 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Учитывая полномочия войск национальной гвардии, предусмотренные положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", сотрудники войск национальной гвардии вправе осуществлять проверочные мероприятия частных охранных организаций без учета норм Закона N 294-ФЗ, устанавливающего порядок организации и проведения проверок.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания Отделения недействительным и правомерно отказали Общества в удовлетворении заявления.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А29-3646/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.12.2023 N 1955.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргумент Общества о нарушении Отделением процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), подлежит отклонению.
В силу подпункта 23 пункта 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Учитывая полномочия войск национальной гвардии, предусмотренные положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", сотрудники войск национальной гвардии вправе осуществлять проверочные мероприятия частных охранных организаций без учета норм Закона N 294-ФЗ, устанавливающего порядок организации и проведения проверок.
...
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А29-3646/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2024 г. N Ф01-8656/23 по делу N А29-3646/2023