г. Киров |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А29-3646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 по делу N А29-3646/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" (ИНН: 1101168795, ОГРН: 1201100002751)
к отделению лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101154337, ОГРН: 1161101058810)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" (далее - заявитель, ООО "ЧОО "Гвардия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее - ответчик, Отдел, надзорный орган) от 25.03.2023 N 3581-273 об устранении нарушений лицензионных требований и условий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара" (далее - ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЧОО "Гвардия" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, признать оспариваемое предписание недействительным.
По мнению заявителя жалобы, предписание может быть выдано только лицу, в отношении которого проведена проверка, результаты которой зафиксированы в акте. Как указывает заявитель, распоряжение о проведении проверки, акт проверки в рассматриваемом случае в адрес ООО "ЧОО "Гвардия" не поступали. Также Общество полагает, что ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" не является федеральным органом исполнительной власти и не может быть включено в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране. Соответственно, ООО "ЧОО "Гвардия" правомерно участвовало в открытом электронном аукционе, и по результатам закупки правомерно оказывает охранные услуги ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара".
Надзорный орган и ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.08.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЧОО "Гвардия" имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 056623 от 14.08.2020.
В ходе осуществления проверки уведомлений о начале оказания охранных услуг, поступивших в отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми от ООО "ЧОО "Гвардия" (ИНН 1101168795) на объекте ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара", расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Свободы, д. 25 (договор N 50-ЭА от 28.02.2023), установлено, что ООО "ЧОО "Гвардия" осуществляет оказание охранных услуг на указанном объекте в нарушение требований, установленных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), пунктом 1 Перечня объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "О вопросах частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", так как вышеуказанные объекты относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень N 587).
Управление направило в адрес Общества предписание от 25.03.2023 N 3581-273 об устранении нарушений лицензионных требований и условий в срок до 24.04.2023.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности помимо Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации составляет Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
В силу статьи 1 Закона N 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В пункте 32 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) также установлено, что лицензированию подлежит частная охранная деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности (далее - Положение о лицензировании, Положение N 498).
Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения о лицензировании охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.
На основании части 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень N 587). В перечень таких объектов включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти, иными государственными органами Российской Федерации (пункт 1).
Установленное правовое регулирование (ограничение) направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О).
Как установлено Отделом и не оспаривается сторонами, ООО "ЧОО "Гвардия" на основании государственного контракта N 50-ЭА от 28.02.2023 осуществляет охранные услуги на объекте ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара".
По смыслу положения подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции исполнительной власти по оказанию государственных услуг могут осуществляться как непосредственно соответствующими органами исполнительной власти, так и подведомственными им государственными учреждениями. Таким образом, находящиеся в ведении органов исполнительной власти государственные учреждения реализуют функции этих государственных органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Положение N 610).
В соответствии с пунктом 1 данного Положения Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 610).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (Минтрудсоц РК) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области (сфере) в том числе социального обслуживания, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения.
ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" согласно пункту 22 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519 входит в перечень государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Государственные бюджетные учреждения Республики Коми - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения в соответствии с утвержденными регламентами обеспечивают на территории Республики Коми предоставление государственных услуг по предоставлению мер социальной поддержки населения.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 07.12.2016 N 2778 утвержден Устав ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара".
Согласно уставу ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" предмет его деятельности - осуществление отдельных функций и предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения (пункт 3.1); ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара" создано в целях обеспечения государственных гарантий и оказания государственных услуг в сфере занятости населения (пункт 3.2). Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми (пункты 2.2).
С учетом приведенных выше нормативных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объект ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара", подведомственный Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и выполняющий возложенные на данный орган исполнительной власти функции по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения относится к объектам, которые в силу пункта 1 Перечня N 587 подлежат государственной охране.
Общество является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность в связи с чем не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587. Довод ООО "ЧОО "Гвардия" об обратном подлежит отклонению на основании вышеизложенного.
Довод Общества о нарушении Отделом процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), подлежит отклонению.
Закон N 294 регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В то же время в силу подпункта 23 пункта 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Учитывая полномочия войск национальной гвардии, предусмотренные пунктами 3, 5, 20 и 26 части 1 статьи 9 Закона N 226-ФЗ, сотрудники войск национальной гвардии вправе осуществлять проверочные мероприятия организаций охраны, не применяя Закон N 294-ФЗ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 по делу N А29-3646/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 по делу N А29-3646/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3646/2023
Истец: ООО "Частная Охранная Организация "Гвардия"
Ответчик: Отделение лицензионно-разрешительной работы по г.Сыктывкару, Сыктывдинскоу и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми
Третье лицо: ГУ Республики Коми "Центр занятости населения города Сыктывкара"