Нижний Новгород |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А43-30271/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чиха А.Н.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "ВИК":
Савельевой О.Ю. по доверенности от 25.09.2023,
(после перерыва не явилась),
от общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ":
Бодровой Л.С. по доверенности от 15.03.2023,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "ВИК"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023
по делу N А43-30271/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ"
(ИНН: 5256049357, ОГРН: 1045207048611)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВИК"
(ИНН: 5256106862, ОГРН: 1115256010781)
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВИК" (далее - Общество) о взыскании 374 863 рублей 79 копеек задолженности за отпущенную в 2018 году тепловую энергию и 14 722 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 05.05.2022 по 30.09.2022 и далее за период по день фактического исполнения обязательства.
Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 27.06.2023 удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.08.2023 принял отказ Компании от требования в части взыскания 14 722 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 05.05.2022 по 30.09.2022, отменил решение суда первой инстанции и прекратил производство по делу в этой части требования. В остальной части решение от 27.06.2023 оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы Общество указывает, что именно на Компанию возложена обязанность по проведению годовой корректировки размера платы за услугу отопления за 2018 год собственникам помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, которые приняли решение о заключении с 01.10.2018 прямых договоров теплоснабжения с Компанией. При этом у Компании отсутствовали правовые основания для проведения корректировки размера платы за услугу отопления Обществу по договору теплоснабжения от 01.11.2014 N 1635\2\80, который расторгнут сторонами в части названных многоквартирных жилых домов.
По мнению кассатора, им не могли быть удержаны денежные средства Компании, поскольку при отрицательной годовой корректировке размера платы за услугу отопления возврат денежных средств собственникам помещений производится в счет последующих начислений. Общество полагает, что Компанией не представлены доказательства неправомерного удержания Обществом денежных средств Компании либо уклонения Общества от их возврата.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседании суда округа отклонили доводы кассационной жалобы и просили оставить оспариваемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на решение и постановление, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.01.2024 объявлялся перерыв до 09 часов 45 минут 01.02.2024.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Компания (теплоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили договор теплоснабжения от 01.11.2014 N 1635\2\80, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю тепловую энергию в точки поставки, указанные в договоре, через тепловые сети теплосетевых организаций с целью оказания исполнителем коммунальной услуги "центральное отопление" (отопление), а исполнитель обязался принимать в указанных точках тепловую энергию и оплачивать ее на условиях, определенных в договоре.
Объектом теплоснабжения являются жилые многоквартирные дома (далее - МКД), находящиеся в управлении Общества.
До 01.10.2018 Общество являлось исполнителем коммунальной услуги по отоплению для МКД, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, бульвар Южный, дома 16 и 19, и являвшихся объектами теплоснабжения по договору.
На основании соответствующих решений собственников помещений, находящихся в МКД, с 01.10.2018 ими заключены прямые договоры теплоснабжения с Компанией. Следовательно, с 01.10.2018 исполнителем коммунальной услуги по отоплению для соответствующих МКД являлась Компания.
Компания произвела корректировку потребленной тепловой энергии за январь - сентябрь 2018 года по спорным МКД в отношении Общества в сторону уменьшения его обязательств на общую сумму 406 560 рублей 42 копейки.
Впоследствии в отношении названных МКД Компания осуществила корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год непосредственно собственникам и пользователей помещений в МКД на общую сумму 374 863 рубля 79 копеек.
Поскольку корректировка потребленных объемов тепловой энергии за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года в отношении МКД была проведена Компанией дважды, Компания сочла, что плата за коммунальную услугу по отоплению в сумме 374 863 рубля 79 копеек, на которую уменьшены обязательства Общества, должна быть уплачена Обществом.
Отказ Общества от удовлетворения требования Компании послужил основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 в рамках Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При этом размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Соответственно стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги, то есть Правилам N 124 и 354.
Правилами N 124 предусмотрено определение объема потребления тепловой энергии на отопление как 1/12 часть фактического потребления за предыдущий год.
Кроме того, Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в МКД (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
На основании пункта 42(1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода (1/7) либо равномерно в течение календарного года (1/12).
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В то же время согласно подпункту "а" пункта 25(1) Правил N 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Таким образом, пункт 21 Правил N 124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25(1) - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
Пункт 25(1) Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25(1), с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) применению подлежит именно пункт 25(1) Правил N 124.
Таким образом, на основании пункта 25(1) Правил N 124 корректировка должна осуществляться один раз в год.
В пункте 6.1 приложения 2 к Правилам N 354 также предусмотрена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителя исходя из размера платы за тепловую энергию, потребленную в МКД за истекший год по показаниям ОДПУ, и общего размера платы потребителя за коммунальную услугу за прошедший год.
Таким образом, законодателем как в Правилах N 124, так и в Правилах N 354 предусмотрена возможность корректировки размера платы за отопление за весь корректируемый период. При этом нормами действующего законодательства иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
Как установили суды и не оспаривают стороны, Общество с 01.10.2018 прекратило предоставление коммунальной услуги отопления в спорные МКД, исполнителем данной коммунальной услуги стала Компания.
Приняв во внимание, что согласно представленным в дело документам Компания фактически дважды произвела корректировку соответствующей платы за 2018 год: Обществу за январь - сентябрь 2018 года в сторону уменьшения его обязательств на общую сумму 406 560 рублей 42 копейки, а также за 2018 год непосредственно собственникам и пользователей помещений в МКД на общую сумму 374 863 рубля 79 копеек, суды правомерно усмотрели основания для удовлетворения иска.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не опровергло расчет Компании, который, как установили суды первой и апелляционной инстанций, подтверждает правильность суммы годовой корректировки платы за отопление. Документально обоснованный контррасчет Обществом также не представлен.
В силу статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации характер и степень процессуальной активности стороны относится к рискам лица, участвующего в деле.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А43-30271/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИК" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.Н. Чих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6.1 приложения 2 к Правилам N 354 также предусмотрена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителя исходя из размера платы за тепловую энергию, потребленную в МКД за истекший год по показаниям ОДПУ, и общего размера платы потребителя за коммунальную услугу за прошедший год.
Таким образом, законодателем как в Правилах N 124, так и в Правилах N 354 предусмотрена возможность корректировки размера платы за отопление за весь корректируемый период. При этом нормами действующего законодательства иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не опровергло расчет Компании, который, как установили суды первой и апелляционной инстанций, подтверждает правильность суммы годовой корректировки платы за отопление. Документально обоснованный контррасчет Обществом также не представлен."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2024 г. N Ф01-8228/23 по делу N А43-30271/2022