Нижний Новгород |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А31-7014/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителя
от истца: Шабарова В.Д. (доверенность от 22.08.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023
по делу N А31-7014/2021
по иску федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007, ОГРН: 1037715046467)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛАМА"
(ИНН: 4401011575, ОГРН: 1024400519725)
о взыскании задолженности и неустойки,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАМА"
к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
об обязании предоставить отсрочку по оплате арендных платежей,
снизить размер арендной платы
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное государственное унитарное предприятие "Инженернотехнический центр Министерства обороны Российской Федерации"
(ИНН: 7810252947, ОГРН: 1037821007894),
и установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ЛАМА" (далее - ООО "ЛАМА", Общество) о взыскании 203 746 рублей 63 копеек задолженности по договору аренды от 16.03.2009 N 452 и 309 315 рублей 65 копеек неустойки.
Иск предъявлен на основании статей 309, 310, 329, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по договору аренды в части внесения арендных платежей.
Общество обратилось в суд со встречным иском, который принят к рассмотрению определением суда от 05.08.2022, об обязании предоставить отсрочку по оплате арендных платежей за период с 01.04.2020 по 01.10.2022 с графиком оплаты задолженности по 5000 рублей ежемесячно с сентября 2021 по сентябрь 2022 года, далее до декабря 2022 года и по 7845 рублей 22 копейки ежемесячно, снизить арендную плату и установить арендную плату по договору аренды от 16.03.2009 N 452 за апрель и май 2020 года в сумме 22 555 рублей 60 копеек ежемесячно, за июнь и июль 2020 года в сумме 22 274 рублей 50 копеек ежемесячно.
Встречный иск предъявлен на основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (далее - Требования) и мотивирован тем, что имеются основания для уменьшения размера арендной платы.
Арбитражный суд Костромской области решением от 12.07.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023, удовлетворил первоначальный и встречный иски частично: взыскал с ООО "ЛАМА" в пользу Учреждения 124 875 рублей 23 копейки задолженности и 142 717 рублей 50 копеек неустойки, уменьшил размер арендной платы по договору аренды от 16.03.2009 N 452 за период с 01.04.2020 по 10.07.2020 на 50 процентов от установленного договором размера, предоставил отсрочку по оплате арендных платежей за период с 01.04.2020 по 01.10.2020 на срок с 01.01.2021 по 01.01.2023 с уплатой ежемесячно равными платежами.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Учреждения в полном объеме, отказе в удовлетворении встречного иска.
Учреждение в жалобе обращает внимание окружного суда, что Общество обращалось к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о снижении размера арендной платы, на что получало отказ. Кассатор считает, что при отсутствии доказательств невозможности использования арендованного имущества в спорный период, имеющейся у ООО "ЛАМА" задолженности по договору аренды (пункт 5 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации) оснований для снижения арендной платы, предоставления рассрочки внесения арендных платежей и уменьшения неустойки не имеется. Заявитель обращает внимание, что изменение размера арендной платы на основании соответствующего условия в договоре аренды не является изменением условий договора аренды на основании пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, ФГКЭУ "43 эксплуатационно-техническая комендатура" (войсковая часть 62681) (арендодатель) и ООО "ЛАМА" (арендатор) заключили договор аренды от 16.03.2009 N 452 (далее - договор) согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование и владение нежилое помещение площадью 192,8 квадратного метра, расположенное по адресу город Кострома, улица Шагова, дом 150 А (далее - объект), для оказания услуг общественного питания (кафе-бар).
Пунктом 1.3 договора определен срок его действия с 01.01.2009 по 25.12.2009.
Согласно пункту 4.1 договора размеры арендной платы определяются на основании расчета, произведенного независимым оценщиком (приложение N 4). Согласно расчету (приложение N 2) за указанное в пункте 1.1 помещение устанавливается арендная плата в сумме 2692 рублей за 1 квадратный метр в год.
Общая сумма арендной платы в год составляет 519 017 рублей 60 копеек без налога на добавленную стоимость.
Ежемесячная арендная плата составляет 43 251 рубль 47 копеек без налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 5.6 договора (5.4 в редакции дополнительного соглашения от 17.05.2017) в случае просрочки уплаты или неуплаты арендатором платежей в сроки, установленные пунктом 4.2 договора, начисляются пени в размере 0,1 процента с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Нежилое помещение передано ответчику по акту приема-передачи от 01.01.2009.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.05.2012 N 1157 имущество, обремененное договором, передано на баланс ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Учреждение и Общество заключили дополнительное соглашение от 17.05.2017 N 141/3/1/АИД-343 к договору.
В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 17.05.2017 внесены изменения в преамбулу договора, указано, что договор заключен между ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (арендодатель) и ООО "ЛАМА" (арендатор).
В силу пункта 4.2 договора, в редакции пункта 9 дополнительного соглашения от 17.05.2017, арендная плата, указанная в пункте 4.1 договора, вносится арендатором путем перечисления денежных средств на лицевой счет администратора доходов арендодателя. Внесение арендной платы производится за каждый месяц вперед по 10 число оплачиваемого месяца включительно.
На основании пункта 4.4 договора, в редакции пункта 11 дополнительного соглашения от 17.05.2017, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор, арендатор ежегодно обязан самостоятельно рассчитывать размер арендной платы путем увеличения суммы, указанной в пункте 4.1 договора, на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, и своевременно перечислять ее Арендодателю в увеличенном размере, начиная с месяца, следующим за месяцем заключения договора.
Общество письмом от 30.06.2020 N 88, ссылаясь на Постановление N 439, Распоряжение губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р "О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Костромской области", Закон N 98-ФЗ, просило предоставить отсрочку для внесения арендной платы по договору за период с 17.03.2020 до окончания режима повышенной готовности, а также просило рассмотреть вопрос снижения арендной платы за указанный период.
Учреждение письмом от 26.08.2020 указало, что в соответствии с решением комиссии Управления от 09.07.2020 в снижении арендной платы с 17.03.2020 по настоящее время Обществу отказано в связи с истечением срока действия договора.
ООО "ЛАМА" письмом от 02.11.2020 N 28 повторно просило Учреждение предоставить отсрочку оплаты арендной платы по договору, а также рассмотреть возможность ее снижения.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России письмом от 14.12.2020 сообщило Обществу, что ранее уже отказано в снижении арендной платы в связи с истечением срока действия договора, направило акт сверки взаимных расчетов по договору за период с 01.11.2018 по 30.11.2020, согласно которому за Обществом числится долг по арендной плате в размере 217 835 рублей 98 копеек и начислены пени в размере 43 758 рублей 32 копеек.
С 09.03.2023 арендодателем по договору является ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России".
Полагая, что арендатор обязательства по своевременному внесению арендной платы не исполнил, Учреждение обратилось с иском о взыскании долга и неустойки в Арбитражный суд Костромской области.
Общество предъявило встречный иск об уменьшении размера арендных платежей и предоставлении отсрочки их уплаты.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Учреждения, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов об удовлетворении встречного иска Общества об уменьшении размера арендной платы и неустойки, а также предоставлении рассрочки в оплате спорных платежей, и, соответственно, с частичным отказом в удовлетворении требований о взыскании арендной платы и начисленной неустойки.
В статье 19 Закона N 98-ФЗ определено, что в отношении договоров аренды недвижимости, заключенных до принятия решения о введении режима повышенной готовности, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 (далее - Требования). Требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Требований).
Отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в том числе при наличии следующих условий:
задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 01.10.2020;
размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон (пункт 3 Требований).
Условия применяются к дополнительным соглашениям к договору аренды об отсрочке независимо от даты заключения соглашения (пункт 4 Требований).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ. В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований.
Право на отсрочку уплаты арендной платы имеют арендаторы недвижимого имущества по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется. Вместе с тем если арендодателем будет доказано, что конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения (например, в случае использования им объекта аренды вопреки установленным ограничительным мерам), суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично.
Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы. Кроме того, арендатор вправе в качестве возражения на иск о взыскании арендной платы указать на то, что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы. В таком случае арендная плата подлежит взысканию в размере, определяемом с учетом требований части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, например, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Изложенные подходы отмечены в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопросы 3 - 5).
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЛАМА" осуществляет, в том числе, деятельность - 56.1 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания"; 56.3 "Подача напитков".
Деятельность по предоставлению услуг по доставке продуктов питания и напитков (56) входит в Перечень.
Принимая во внимание распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р с учетом распоряжений Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 N 968-р, от 28.04.2020 N 1155-р, от 16.05.2020 N 1296-р, постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1032 и разъяснения, содержащиеся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2020 N 15340-ПК/Д03и, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания и подаче напитков входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Деятельность, осуществляемая ООО "ЛАМА" в арендуемом помещении, включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (выписка от 07.07.2022) Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Распоряжением губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р в связи с угрозой завоза и распространения на территории Костромской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на территории Костромской области с 17.03.2020 введен режим повышенной готовности.
Распоряжением губернатора Костромской области от 27.03.2020 N 149-р приостановлена с 28 марта по 5 апреля 2020 года работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания на территории Костромской области, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов (пункты 3.4, 3.5).
Постановлением губернатора Костромской области 04.04.2020 N 45 "О приостановлении (ограничении) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в условиях введения режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области", согласно которому в целях недопущения массового завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Костромской области была приостановлена работа кафе, столовых, ресторанов, буфетов, баров, закусочный и иных предприятий на территории Костромской области.
Данные ограничения утратили силу 10.07.2020 на основании распоряжения губернатора Костромской области от 10.07.2020 N 352-р.
Из статей 328, 405, 406, 606, 611, 614 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды носит взаимный характер, риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату. Такой правовой подход следует из пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), который утвержденного Президиумом 25.11.2020.
Материалами дела подтверждается, что сторонами не достигнуто соглашение об уменьшении размера арендной платы на период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили встречный иск, сделали вывод о наличии оснований для уменьшения размера арендной платы по договору за период с 01.04.2020 по 10.07.2020 на 50 процентов от установленного договором размера: за апрель - 23 457 рублей 87 копеек, за май 2020 года 23 457 рублей 87 копеек, за июнь - 24 161 рубль 61 копейка, с 01 по 10 июля - 7 794 рубля 08 копеек с предоставлением отсрочки по оплате арендных платежей за период с 01.04.2020 по 01.10.2020 на срок с 01.01.2021 по 01.01.2023 при условии ежемесячной выплаты равными платежами.
Размер арендной платы, на основании которого произведен расчет, соответствует условиям договора (пункт 4.1, Приложение N 4).
Обществом не представлены доказательства выплаты долга, в связи с этим суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с ООО "ЛАМА" 124 875 рублей 23 копейки задолженности по арендной плате с учетом частичного удовлетворения встречного иска и уменьшения размера платы за аренду.
Требование о взыскании неустойки обоснованно удовлетворено судами в части на основании статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.6 договора (5.4 в редакции дополнительного соглашения от 17.05.2017).
Довод Учреждения об отсутствии доказательств невозможности использования арендованного имущества в спорный период несостоятелен, поскольку законодательство, действующее в период введения режима повышенной готовности, направленное на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не предусматривает обязанности арендатора подтверждать невозможность использования арендованного имущества при условии включения вида деятельности в соответствующий Перечень.
Наличие задолженности по арендной плате, вопреки доводам кассатора, в данном случае не является препятствием для снижения размера арендной платы и предоставления отсрочки по оплате арендных платежей.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права, основаны на неверном толковании законодательства и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Учреждение освобождено от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу N А31-7014/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р в связи с угрозой завоза и распространения на территории Костромской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на территории Костромской области с 17.03.2020 введен режим повышенной готовности.
...
Из статей 328, 405, 406, 606, 611, 614 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды носит взаимный характер, риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату. Такой правовой подход следует из пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), который утвержденного Президиумом 25.11.2020.
...
Требование о взыскании неустойки обоснованно удовлетворено судами в части на основании статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.6 договора (5.4 в редакции дополнительного соглашения от 17.05.2017)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф01-9075/23 по делу N А31-7014/2021