Нижний Новгород |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А29-9493/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023
по делу N А29-9493/2022
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 04.07.2022 N 6,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство здравоохранения Российской Федерации,
и установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми, Казначейство) от 04.07.2022 N 6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, обязанность по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта не может быть возложена на Фонд, который не является стороной соглашения от 03.08.2021 N 056-172021-362. Кроме того, примененная Казначейством формула для расчета суммы средств, подлежащих возврату, не учитывает фактический результат оказанных медицинскими организациями объемов проведения углубленной диспансеризации и сложившихся расчетных величин расходов на их оплату.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Казначейство в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Фонда, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Правительство Республики Коми заключили соглашение от 03.08.2021 N 056-172021-362 о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету города Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и города Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2.2 соглашения размер иного межбюджетного трансферта составляет 33 692 800 рублей.
В пункте 4.3.3 соглашения установлена обязанность субъекта обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
Уполномоченным органом, на который возлагаются функции по исполнению соглашения и представление отчетности, является Министерство здравоохранения Республики Коми (пункт 6.1.1 соглашения).
В соответствии с приложением N 2 к соглашению от 03.08.2021 N 056-172021-362 плановое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта - 23 167 оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц.
УФК по Республике Коми провело плановую выездную проверку Фонда по расходованию бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования, за период 2020 -2021 годов.
Результаты проверки отражены в акте от 26.05.2022 N 2022-ПВ.010.1001-0700.010.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 130, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), Фонд не обеспечил достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта, а именно: при установленном соглашением от 03.08.2021 N 056-172021-362 значении результата предоставления межбюджетного трансферта в количестве 23 167 случаев проведения углубленной диспансеризации фактическое исполнение составило 7566 единиц (32,66 процента); в количественном выражении значение результата предоставления межбюджетного трансферта не выполнено на 15 601 единиц.
В целях устранения выявленных нарушений Фонду выдано представление от 04.07.2022 N 6, которым на последнего возложена обязанность устранить выявленное нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств иного межбюджетного трансферта в сумме 2 705 063 рублей 26 копеек (с учетом ранее произведенного платежным поручением от 26.01.2022 N 795789 возврата неиспользованного остатка в сумме 19 984 165 рублей 94 копеек), через главного распорядителя бюджетных средств - Министерство здравоохранения Республики Коми (республиканский бюджет), в срок до 16.01.2023.
Фонд не согласился с представлением надзорного органа от 04.07.2022 N 6 и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 4, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10, 11, 13, 146, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 1125, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 3 статьи 144 БК РФ бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 146 БК РФ установлено, что в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы: субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпунктов 2, 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В пункте 3 Правил N 1125 определены условия предоставления иных межбюджетных трансфертов: а) заключение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или администрацией города Байконура соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; б) соответствие субъекта Российской Федерации и города Байконура критерию отбора субъекта Российской Федерации и города Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта, указанному в пункте 4 настоящих Правил.
Критерием отбора субъекта Российской Федерации и города Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие в субъекте Российской Федерации и городе Байконуре застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), за оказание медицинской помощи которым в части лечения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были приняты к оплате счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи за период с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года (пункт 4 Правил N 1125).
Результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения (пункт 5 Правил N 1125).
Согласно пункту 9 Правил N 1125 перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1125 территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или администрации г. Байконура, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленному соглашением, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (пункт 12 Правил N 1125).
Бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, использованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 14 Правил N 1125).
В пункте 15 Правил N 1125 установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет, определяется по установленной формуле.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что установленный соглашением от 03.08.2021 N 056-172021-362 показатель результата предоставления межбюджетного трансферта (23 167 случаев) не достигнут - фактически проведено и оплачено 7566 случаев углубленной диспансеризации.
На основании платежного поручения 26.01.2022 N 795789 Фонд возвратил в Министерство здравоохранения Республики Коми остаток межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации в сумме 19 984 165 рублей 94 копеек.
Вместе с тем, согласно расчету Казначейства, произведенному в соответствии с Правилами N 1125, возврату в бюджет подлежат средства в сумме 22 689 229 рублей 20 копеек. Данный расчет судами проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах, установив, что Фонд не обеспечил достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта, установленного соглашением от 03.08.2021 N 056-172021-362, и доказательства устранения данного нарушения отсутствуют, суды пришли к правильному выводу о наличии у Казначейства правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, которым на Фонд возложена обязанность возвратить в доход федерального бюджета средства иного межбюджетного трансферта.
Довод Фонда о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, подлежит отклонению, как противоречащий пунктам 11, 12, 14 и 15 Правил N 1125.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А29-9493/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, использованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 14 Правил N 1125).
В пункте 15 Правил N 1125 установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет, определяется по установленной формуле.
...
Довод Фонда о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, подлежит отклонению, как противоречащий пунктам 11, 12, 14 и 15 Правил N 1125."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф01-9347/23 по делу N А29-9493/2022