г. Киров |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А29-9493/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Распоповой Е.Л., действующей на основании доверенности от 21.08.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2023
по делу N А29-9493/2022
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми
(ИНН: 1101481447, ОГРН: 1021100514390)
третьи лица: Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство здравоохранения Российской Федерации
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - заявитель, ГБУ "ТФ ОМС Республики Коми", Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - ответчик, УФК по Республике Коми, Управление) N 6 от 04.07.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУ "ТФ ОМС Республики Коми" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Фондом требования.
ГБУ "ТФ ОМС Республики Коми" полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Фонда, примененная УФК по Республике Коми формула не учитывает фактический результат оказанных медицинскими организациями объемов проведения углубленной диспансеризации и сложившихся выше расчетных величин расходов на их оплату. Кроме того, податель жалобы полагает, что обязанность по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта не возложена на Фонд. Фонд стороной соглашения от 03.08.2021 N 056-172021-362 не является. Представление Управления является неисполнимым, поскольку не содержит указания какие причины и условия со стороны Фонда привели к не достижению значения показателей результативности использования межбюджетных трансферов.
Более подробно позиция Фонда изложена в апелляционной жалобе.
УФК по Республике Коми в отзыве просит оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.09.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
03.10.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 10.10.2023.
Заявитель представил дополнительные письменные пояснения к жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении жалобы.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 05.03.2022 N 56 в отношении ГБУ РФ "ТФ ОМС Республики Коми" проведена плановая выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования за период 2020-2021 годов.
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Коми 03.08.2021 заключено соглашение N 056-172021-362 (далее - Соглашение) о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Размер иного межбюджетного трансферта составляет 33 692 800 руб. (пункт 2.2 Соглашения).
В соответствии с приложением N 2 к Соглашению плановое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта - 23 167 оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 130, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 5, 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), Фонд не обеспечил достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта, а именно: при установленном Соглашением значении результата предоставления межбюджетного трансферта в количестве 23 167 случаев проведения углубленной диспансеризации, фактическое исполнение составляет 7 566 единицы (32,66 процента); в количественном выражении значение результата предоставления межбюджетного трансферта не выполнено на 15 601 единиц.
Результаты проверки отражены в акте от 26.05.2022 N 2022-ПВ.010.1001-0700.010.
В целях устранения выявленных нарушений Фонду выдано представление от 04.07.2022 N 6, которым на ГБУ РФ "ТФ ОМС Республики Коми" возложена обязанность устранить выявленное нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств иного межбюджетного трансферта в сумме 2 705 063 руб. 26 коп. (с учетом ранее произведенного платежным поручением от 26.01.2022 N 795789 возврата неиспользованного остатка в сумме 19 984 165 руб. 94 коп.), через главного распорядителя бюджетных средств - Министерство (республиканский бюджет), в срок до 16.01.2023 (пункт 1).
Полагая, что представление ответчика является незаконным, Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительных пояснений к жалобе, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3 статьи 265).
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля установлены Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235.
Правила реализации результатов проведения проверок установлены Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095).
Согласно пункту 7 Федерального стандарта N 1095 территориальные органы Федерального казначейства по результатам проведенных выездных проверок вправе выдавать представления и (или) предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в представлении срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации "О выделении Минздраву России бюджетных ассигнований" от 30.06.2021 N 1768-р в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республике Коми на 2021 год выделено 33 692 800 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов.
Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Коми заключено Соглашение о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, согласно которому размер иного межбюджетного трансферта в 2021 году составляет 33 692 800 руб. (пункт 2.1 Соглашения).
Пунктом 4.3.3 Соглашения установлена обязанность субъекта обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
Уполномоченным органом, на который возлагаются функции по исполнению Соглашения и представление отчетности, является Министерство здравоохранения Республики Коми (пункт 6.1.1 Соглашения).
Результат предоставления иного межбюджетного трансферта установлен Соглашением - количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц с значением 23 167 единиц с начала текущего финансового года (Приложение N 2 к Соглашению).
Согласно пункту 5 Правил N 1125, пункту 8 Порядка N 385 результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
Согласно пункта 11 Правил N 1125 территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
Из материалов настоящего дела усматривается, что проверкой, проведенной УФК по Республике Коми установлено, что при установленном Соглашением значении результата предоставления межбюджетного трансферта в количестве 23 167 случаев проведения углубленной диспансеризации фактическое исполнение составляет 7 566 единицы (32,66 процента), в количественном выражении значение результата предоставления межбюджетного трансферта не выполнено на 15 601 единиц (23 167 - 7 566).
Пунктом 15 Правил N 1125 установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31.12.2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (Vвозврата), определяется по формуле:
Vвозврата = Vтр x (1 - Т/S), где:
Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Т - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;
S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
Согласно расчету УФК по Республике Коми по формуле, приведенной в пункте 15 Правил N 1125, возврату в бюджет подлежат средства в сумме 22 689 229 руб. 20 коп. (33 692 800 руб. х (1-7566/23167)).
Фонд произвел возврат в Министерство здравоохранения Республики Коми остатков межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации в сумме 19 984 165 руб. 94 коп. платежным поручением от 26.01.2022 N 795789.
Таким образом, размер средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, определен УФК по Республике Коми в сумме 2 705 063 руб.
Установив, что Фонд не обеспечил достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта, установленного Соглашением, и доказательства устранения данного нарушения отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у УФК по Республике Коми правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, которым на Фонд возложена обязанность возвратить в доход федерального бюджета средства иного межбюджетного трансферта.
Довод ГБУ РФ "ТФ ОМС Республики Коми" о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, подлежит отклонению, как противоречащий пунктам 11, 12, 14 и 15 Правил N 1125.
Ссылки в дополнениях к жалобе в обоснование своей позиции по делу на судебную практику, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как названные ГБУ РФ "ТФ ОМС Республики Коми" судебные акты приняты по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора.
Повторно исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления недействительным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, сводятся к несогласию подателя жалобы с его выводами. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2023 по делу N А29-9493/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9493/2022
Истец: ГБУЗ РК "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РК", Государственное Бюджетное Учреждение Республики Коми "Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Республики Коми"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Коми
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Второй абиражный апелляционный суд