г. Нижний Новгород |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А39-3758/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Башевой Н.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.07.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А39-3758/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "МАГМА-СТРОЙ" (ИНН: 1327002382, ОГРН: 1061327010216)
об изменении постановления Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Мордовия
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "МАГМА-СТРОЙ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об изменении постановления Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Мордовия (далее - Служба) от 30.03.2023 N 70-2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решением суда от 19.07.2023 постановление Службы изменено в части назначения наказания. Обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Одним из условий, установленных указанной нормой для возможности замены штрафа на предупреждение, является то обстоятельство, что административное правонарушение выявлено в ходе государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. В рассматриваемом случае правонарушение выявлено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом Службы, а не при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору). Суды не приняли во внимание наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В отсутствие совокупности всех обстоятельств возможность замены штрафа на предупреждение не допускается.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.02.2023 N ЮЭ9965-23-21389635 основным видом деятельности Общества является "Строительство жилых и нежилых зданий" (код 41.20).
Общество было обязано в срок до 01.02.2023 представить в Службу сведения по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы", однако данную обязанность не исполнило.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, Служба составила протокол об административном правонарушении от 16.03.2023.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.03.2023 N 70-2023 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество посчитало, что имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 2.9, 3.4, 4.1.1, частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, статьями 2 и 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" (далее - Приказ N 676), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и посчитал возможным заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулирует Закон N 282-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 282-ФЗ под официальным статистическим учетом понимается деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации. Субъектами учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. В их числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением N 620.
В пункте 3 Положения N 620 установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (пункт 4 Положения N 620).
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом N 676 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее - Указания).
Согласно пункту 1 Указаний юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют данную форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Срок предоставления формы N 2-ТП - 1 февраля после отчетного периода.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что Общество в установленный срок не представило в Службу годовую форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы".
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, либо подтверждающих наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Оснований для признания правонарушения малозначительным суды не установили.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ).
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии в совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Доказательств того, что допущенным Обществом правонарушением причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае суды пришли к выводу о наличии в совокупности условий и заменили назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Выявление нарушения не в рамках государственного контроля (надзора) не свидетельствует об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. Иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А39-3758/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Выявление нарушения не в рамках государственного контроля (надзора) не свидетельствует об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. Иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2024 г. N Ф01-9506/23 по делу N А39-3758/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5771/2023
15.02.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9506/2023
28.09.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5771/2023
19.07.2023 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-3758/2023