г. Нижний Новгород |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А82-15350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А82-15350/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск" (ИНН: 7610102091; ОГРН: 1137610003750)
к администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (ИНН: 7610070153; ОГРН: 1067610046459)
о взыскании задолженности и пеней,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр" и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - Администрация) о взыскании 356 614 рублей 79 копеек задолженности по оплате оказанных с 01.05.2017 по 30.09.2018 коммунальных услуг (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжению, водоотведение), а также услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме N 19 по улице Щепкина города Рыбинска Ярославской области, а также 231 116 рублей 80 копеек пеней, начисленных с 14.06.2017 по 17.11.2022 в связи с просрочкой оплаты и далее с 18.11.2022 по день фактической уплаты долга.
Исковые требования основаны на статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы невнесением ответчиком платы за услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в спорном доме, в котором расположены помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр" и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 12.05.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023, частично удовлетворил заявленные требования, взыскав с ответчика в пользу истца взысканы 5568 рублей 71 копейку долга и 3560 рублей 28 копеек пеней, начисленных с 14.06.2017 по 17.11.2022 с продолжением начисления с 18.11.2022 по день фактической уплаты долга.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на то, что, несмотря на исключение спорного дома из состава специализированного жилищного фонда, последний имеет статус общежития, а потому у собственников и нанимателей комнат не возникла обязанность нести расходы на содержание помещений вспомогательного назначения (коридоры, умывальные и душевые комнаты, туалеты, кухни и комнаты отдыха); собственником общего имущества блоков, суммарная площадь которого составляет 1086,9 квадратного метра, является Городской округ город Рыбинск Ярославской области (в лице Администрации, которая в связи с этим обязана оплатить услуги, оказанные управляющей организацией в течение искового периода (исходя из суммарной площади общего имущества блоков).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрены в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Ярославская область, город Рыбинск, улица Щепкина, дом 19, на основании договора управления многоквартирным домом от 25.11.2016.
Во исполнение условий договора истец оказывал жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме.
Ранее этот дом являлся общежитием открытого акционерного общества "Раскат".
На основании постановления Главы Рыбинского муниципального округа от 19.09.2002 N 2009 "О приемке в муниципальную собственность жилищного фонда от ОАО "Раскат", дом передан в муниципальную собственность; постановлением от 05.12.2003 в указанное постановление внесено изменение - дом передан в казну Рыбинского муниципального округа.
Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 09.11.2005 N 2739 общежитие включено в перечень муниципальных общежитий в составе специализированного жилищного фонда жилых помещений.
Затем постановлением Главы Администрации от 27.05.2007 N 456 "О порядке реализации жилищных прав, проживающих в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитии" из состава специализированного жилищного фонда дом исключен.
Комнаты N 224, 328, 329 и 415, собственником которых является городской округ город Рыбинск, соответственно с 01.05.2017 по 24.05.2017 - комната N 224, с 01.09.2017 по 30.09.2018 - комната N 328, с 29.08.2017 по 01.08.2018 - комната N 329, с 15.06.2017 по 27.06.2018 - комната N 415, были свободными от проживания.
Полагая, что Администрация ненадлежащим образом исполняет обязательство по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 210, 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11 и от 21.05.2013; 13112/12, а также Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, на собственнике нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона лежит обязанность нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П указал, что несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Таким образом, исходя из названных норм собственник помещения в многоквартирном доме (жилого или нежилого), независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в этом многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что расположенные в доме комната N 224 площадью 17,9 квадратного метра, комната N 328 площадью 13,2 квадратного метра, комната N 329 площадью 13,1 квадратного метра, а также комната N 415 площадью 17,9 квадратного метра находились в собственности городского округа и с 01.05.2017 по 24.05.2017 (комната N 224), с 01.09.2017 по 30.09.2018 (комната N 328), с 29.08.2017 по 01.08.2018 (комната N 329) и с 15.06.2017 по 27.06.2018 (комната N 415) не были предоставлены по договорам найма.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателями лежит на их собственнике, после заселения также и на нанимателе.
Ранее спорный дом использовался в качестве общежития, однако постановлением Администрации от 27.05.2007 N 456 был исключен из состава специализированного жилищного фонда.
Исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение государственных органов и органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Вопреки доводам заявителя, размер расходов на содержание площади, находящейся в общей долевой собственности домовладельцев блока (коридоры, душевые, туалеты, комнаты для приготовления пищи) определяется путем умножения площади, приходящейся на долю собственника жилого помещения к указанной площади, на установленный тариф.
В соответствии с пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факты оказания Обществом коммунальных услуг в доме и принадлежности Администрации комнат N 224, 328, 329 и 415 на праве собственности и нахождения их незаселенными в определенный период, пришли к обоснованному выводу о наличии на стороне ответчика задолженности по оплате спорных услуг в размере 5568 рублей 71 копейки, а также законной неустойки за просрочку исполнения обязательства.
Сумма долга правомерно определена с учетом того, что уполномоченный обязан оплатить услуги в периоды времени, в течение которых спорные комнаты не были предоставлены по договорам найма, не были заселены, а также с учетом того, что стоимость таких подлежащих оплате услуг подлежит определению исходя из размера (площадей) долей муниципалитета в общем имуществе блоков, которые (доли в общем имуществе блоков) пропорциональны площадям незаселенных комнат.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда округа не имеется, поскольку аргументы заявителей не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствуют о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Несогласие подателей жалоб с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассаторов по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Законность обжалованных судебных актов в части взыскания законной неустойки (пеней) за просрочку исполнения обязательства по оплате спорных услуг окружным судом не проверялась ввиду отсутствия в кассационной жалобе соответствующих возражений (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд округа не установил оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А82-15350/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение государственных органов и органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
...
В соответствии с пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф01-9172/23 по делу N А82-15350/2021