Нижний Новгород |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А28-5738/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Дементьевой А.В. (доверенность от 29.12.2018),
от заинтересованного лица: Колесниковой Е.А. (доверенность от 08.04.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2018,
принятое судьей Двинских С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,
по делу N А28-5738/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
(ИНН: 4346011123, ОГРН: 1024301316280)
о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной
налоговой службы по городу Кирову от 10.01.2018 N 24-1859
и установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.01.2018 N 24-1859 в части доначисления налога на прибыль в сумме 778 033 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "Коммунэнерго" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, положения Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285, не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 03.12.2015 N 66-АПГ15-28, от 25.08.2016 N 81-АПГ16-4.
По мнению Общества, оно обоснованно включило спорные основные средства (тепловые сети) в пятую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно). Заявитель считает неправомерным отнесение спорных тепловых магистральных сетей к сооружениям инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; при решении вопроса о статусе организации необходимо исходить из фактически осуществляемых ею видов деятельности, а также положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Заявитель считает, что ОАО "Коммунэнерго" является организацией топливно-энергетического комплекса и не относится к организациям жилищно-коммунального хозяйства и указывает, что Общество не оказывает услуги в области жилищно-коммунального хозяйства, а фактически осуществляет транспортировку тепловой энергии до потребителей (организаций, предприятий, управляющих компаний). Кроме того, заявитель считает, что в соответствии с изменениями, которые были внесены в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 526, сеть тепловая магистральная код по ОКОФ 220.41.20.20.713 (12 4527392 до 01.01.2017) класса - "Сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования" отнесена в пятую амортизационную группу. Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Коммунэнерго" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составила акт от 20.09.2017 N 24-72.
В ходе проверки Инспекция пришла, в частности, к выводам о необоснованном включении Обществом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат на капитальные вложения в размере 30 процентов и о завышении амортизационных отчислений по объектам основных средств, относящихся к восьмой амортизационной группе.
Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Инспекции принял решение от 10.01.2018 N 24-1859 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пунктов 1, 2 статьи 122 и статьи 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 334 956 рублей 90 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен в четыре раза). В этом же решении Обществу предложено уплатить 7 242 511 рублей налогов и 1 795 168 рублей 27 копеек пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 16.04.2018 N 06-15/05939 решение Инспекции отменено в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 456 482 рублей, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 272 824 рублей 10 копеек, начисления соответствующих пеней. В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 11, 252, 253, 258 НК РФ, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, Типовой инструкцией по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 13.09.2016 N 304-КГ16-11024, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что Общество неправомерно отнесло объекты основных средств (сети тепловые магистральные) к пятой амортизационной группе.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются, в том числе, на суммы начисленной амортизации.
В пункте 1 статьи 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество объединяется, в том числе в следующие амортизационные группы: пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.
В силу пункта 6 статьи 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
На основании пункта 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), (в редакции, действующей в проверяемый период) по классу "Сооружения топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических производств" по коду ОКОФ 12 4521126 указаны основные фонды - "сеть тепловая магистральная", и по классу "Сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования" по коду 12 4527392 указаны основные фонды - "сеть тепловая магистральная".
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация) (в редакции, действующей в проверяемый период), основные средства по коду ОКОФ 12 4521126 "сеть тепловая магистральная" как сооружение топливно-энергетических производств отнесены к 5 амортизационной группе - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Основные средства по коду ОКОФ 12 4527392 "сеть тепловая магистральная" по классу "Сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования" в Классификации основных средств не указаны.
Суды установили, и это материалам дела не противоречит, что в проверяемом периоде Обществом были приняты к учету основные средства - тепловые сети - теплотрассы 1984 - 2000 и 1996, 2007 и 2008 годов ввода в эксплуатацию. Указанные объекты основных средств были включены ОАО "Коммунэнерго" в состав пятой амортизационной группы со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Суды установили, и это материалам дела не противоречит, что ОАО "Коммунэнерго" по договорам теплоснабжения, заключенным с различными потребителями города Кирова и районов Кировской области, осуществляет транспортировку и реализацию тепловой энергии в адрес управляющих компаний, организаций (школ, детских садов, больниц, библиотек), администраций сельских и городских поселений, федеральных казенных и муниципальных учреждений.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
В силу пункта 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 система коммунального теплоснабжения - это совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей города (района, квартала), населенного пункта эксплуатируемых теплоснабжающей организацией жилищно-коммунального хозяйства, получившей соответствующие специальные разрешения (лицензии) в установленном порядке.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что ОАО "Коммунэнерго" является теплоснабжающей организацией для населения и предприятий города Кирова и районов Кировской области.
Суды установили, и это материалам дела не противоречит, что согласно заключению специалиста от 24.11.2017 N Э-17/877 нормативный срок использования спорных объектов основных средств составляет 25 лет, что соответствует сроку полезного использования имущества восьмой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно).
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Общество в проверяемый период неправомерно отнесло спорные объекты основных средств (тепловые сети) к пятой амортизационной группе.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно произвел перерасчет амортизационных отчислений и амортизационной премии по объектам основных средств, относящимся к виду сооружений "сети тепловые магистральные", исходя из срока полезного использования 241 месяц и нормы амортизационной премии, соответствующей восьмой амортизационной группе (срок полезного использования - свыше 20 лет до 25 лет включительно).
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления по данному эпизоду.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А28-5738/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Коммунэнерго".
Возвратить открытому акционерному обществу "Коммунэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.03.2019 N 3023.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
В силу пункта 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 система коммунального теплоснабжения - это совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей города (района, квартала), населенного пункта эксплуатируемых теплоснабжающей организацией жилищно-коммунального хозяйства, получившей соответствующие специальные разрешения (лицензии) в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 мая 2019 г. N Ф01-2152/19 по делу N А28-5738/2018