Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 мая 2019 г. N Ф01-2152/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А28-5738/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,
при участии представителей налогового органа:
Ахтямовой И.Е. по доверенности от 17.01.2019, Калугиной М.В. по доверенности от 28.12.2018, Гребенкиной С.В. по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2018 по делу N А28-5738/2018, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
(ИНН: 4346011123, ОГРН: 1024301316280)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
(ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301)
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция) от 10.01.2018 N 24-1859 в части доначисления налога на прибыль за 2013-2015 годы в размере 778 033 рублей, соответствующих суммы пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что Общество поставляет ресурс, необходимый для предоставления коммунальных услуг, а не оказывает коммунальные услуги, является организацией топливно-энергетического комплекса, а не организацией жилищно-коммунального хозяйства. Общество правомерно руководствуется статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, учетной политикой Общества, учитывает тепловые сети в целях расчета амортизационных отчислений и амортизационной премии для налогообложения прибыли в пятую амортизационную группу.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласилась.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали свою позицию по делу.
Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи Общество надлежащим образом уведомлено о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отражены в акте от 20.09.2017 N 24-72.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 10.01.2018 N 24-1859 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 3 статьи 122, статьей 123 НК РФ, в виде штрафов в размере 334 956 рублей 90 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен в 4 раза). Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 7 242 511 рублей налогов, 1 795 168 рублей 27 копеек пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 16.04.2018 N 06-15/05939 решение Инспекции от 10.01.2018 N 24-1859 отменено в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 456 482 рублей, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа 272 824 рублей 10 копеек, начисления соответствующих пени.
Частично не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 1 статьи 252, подпунктом 3 пункта 2 статьи 253, пунктами 1, 3, 6, 12 статьи 258 НК РФ, статьями 1, 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359 "О принятии Общероссийского классификатора основных фондов", постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", учитывал выводы Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 13.09.2016 N 304-КГ16-11024, и исходил из того, что Общество неправомерно отнесло объекты основных средств (сети тепловые магистральные) к пятой амортизационной группе.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются, в том числе, на суммы начисленной амортизации.
В пункте 1 статьи 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество объединяется, в том числе в следующие амортизационные группы: пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.
В силу пункта 6 статьи 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
На основании пункта 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).
Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359 (действующим в проверяемый период), (далее - ОКОФ) по классу "Сооружения топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических производств" по коду ОКОФ 12 4521126 указаны основные фонды "сеть тепловая магистральная", и по классу "Сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования" по коду 12 4527392 указаны основные фонды "сеть тепловая магистральная".
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период), (далее - Классификация) основные средства по коду ОКОФ 12 4521126 "сеть тепловая магистральная" отнесены к 5 амортизационной группе - имуществу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Основные средства по коду ОКОФ 12 4527392 "сеть тепловая магистральная" в Классификации (амортизационных группах) не указаны.
Как следует из материалов дела, от обособленных подразделений на баланс Общества передано имущество, в том числе сети тепловые - теплотрассы 1984-2000 годов ввода в эксплуатацию. Кроме того, Обществом приняты к учету теплотрассы 1996, 2007 и 2008 годов ввода в эксплуатацию.
Рассматриваемые расходы в виде соответствующих сумм амортизации и амортизационной премии по данным объектам основных средств (сети тепловые магистральные (теплотрассы)) понесены в связи с проведением Обществом реконструкции (соответствующим увеличением стоимости объектов основных средств) и спор по ним связан с отнесением Обществом объектов основных средств к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет (норме амортизационной премии в размере 30 процентов расходов на капитальные вложения).
Отнесение Обществом данных объектов основных средств к пятой амортизационной группе Инспекция признала неправомерным и, соответственно, включила в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли за спорные периоды, суммы амортизации исходя из нормативного срока использования объектов основных средств от 20 до 25 лет, соответствующего восьмой амортизационной группе, и соответствующие суммы амортизационной премии в размере 10 процентов расходов на капитальные вложения.
Представленными в дело доказательствами подтверждается, что к видам деятельности Общества относятся: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) потребителям. На котельных, принадлежащих Обществу, вырабатывается тепловая энергия, далее по тепловым сетям Общества тепловая энергия поступает потребителям.
Общество по договорам теплоснабжения, заключенным с различными потребителями города Кирова и районов Кировской области, осуществляет реализацию тепловой энергии в адрес управляющих компаний, организаций (школ, детских садов, больниц, библиотек), администраций сельских и городских поселений, федеральных казенных и муниципальных учреждений.
Согласно статье 1 ГрК РФ под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285, система коммунального теплоснабжения - это совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей города (района, квартала), населенного пункта эксплуатируемых теплоснабжающей организацией жилищно-коммунального хозяйства, получившей соответствующие специальные разрешения (лицензии) в установленном порядке.
Следовательно, Общество является теплоснабжающей организацией для организаций, учреждений и населения города Кирова и Кировской области, а рассматриваемые сети тепловые магистральные подлежат отнесению к сооружениям инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, по коду ОКОФ 12 4527392 "сеть тепловая магистральная" по классу "Сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования".
С учетом того, что основные средства с указанным кодом и классом ОКОФ не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования таких основных средств подлежит установлению в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
В отношении объектов основных средств представлены паспорты тепловых сетей. Нормативный документ, регламентирующий составление паспорта тепловых сетей (теплотрасс) - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом МинЭнерго РФ от 24.03.2003 N 115.
Согласно технических паспортов тепловых сетей и заключению экспертизы ООО ЭКФ "Экскон" (том 5 лист 121) нормативный срок использования спорных объектов основных средств составляет 25 лет, что соответствует сроку полезного использования имущества восьмой амортизационной группы (пункт 3 статьи 258 НК РФ).
Следовательно, Общество неправомерно отнесло указанные объекты основных средств к пятой амортизационной группе.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно произвела перерасчет амортизационных отчислений и амортизационной премии по объектам основных средств "сети тепловые магистральные", исходя из срока полезного использования 241 месяц и нормы амортизационной премии в размере 10 процентов, соответствующих восьмой амортизационной группе (срок полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно).
Доначисление налога на прибыль (с учетом решения Управления) по данному эпизоду в размере 530 880 рублей (по решению Инспекции доначислено было 778 033 рублей, с учетом решения Управления сумма доначисления в итоге составляет 530 880 рублей), соответствующих пеней и штрафа.
С учетом изложенного Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная платежным поручением от 10.12.2018 N 26135 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 500 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2018 по делу N А28-5738/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Коммунэнерго" из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 10.12.2018 N 26135.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5738/2018
Истец: ОАО "Коммунэнерго"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову