Нижний Новгород |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А11-2786/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заявителя: Цепелевой Т.А. (доверенность от 30.04.2019),
от заинтересованного лица: Багратионовой Ю.С. (доверенность от 17.01.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-2786/2018 Арбитражного суда Владимирской области
по заявлению федерального автономного учреждения Министерства обороны
Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии"
(ИНН: 7714317863, ОГРН: 1037714063078)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области
от 23.11.2017 N 37482
и установил:
федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (далее - ФАУ МО РФ "ЦСКА", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.11.2017 N 37482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 18.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 решение суда отменено, решение Инспекции признано недействительным.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статью 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 7, 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не учел правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.10.2016 N 303-КГ16-13507.
По мнению Инспекции, в проверяемом периоде у Учреждения отсутствовало право для применения льготы, предусматривающей освобождение от уплаты земельного налога. Заявитель полагает, что Учреждение не относится к организациям, обеспечивающим оборону и безопасность (не имеет статус войсковой части, не отнесено к воинским формированиям). Заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:011224:132 отнесен к категории земель населенных пунктов; он не изъят из оборота, поскольку каких-либо ограничений в отношении него не установлено по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество; объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, используется в целях привлечения военных и иных лиц к регулярным занятиям спортом, а не в целях подготовки к вооруженной защите Российской Федерации. Заявитель считает, что факт отсутствия на спорном земельном участке Вооруженных сил Российской Федерации подтверждается представленным в материалы дела протоколом осмотра от 26.04.2018 N 1. Заявитель полагает, что в соответствии с уставными документами ФАУ МО РФ "ЦСКА" налогоплательщик не ставит перед собой задач по подготовке к вооруженной защите, а лишь организует учебно-тренировочные процессы с целью развития физической культуры и спорта в Вооруженных силах Российской Федерации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.06.2019.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установил суд, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ФАУ МО РФ "ЦСКА" налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой составила акт от 28.09.2017 N 21517.
В ходе проверки установлено неправомерное неисчисление Учреждением земельного налога за 2016 год по земельному участку с кадастровым номером 33:22:011224:132.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 23.11.2017 N 37482 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 76 385 рублей 93 копейки.
Данным решением Учреждению доначислен земельный налог за 2016 год в сумме 339 493 рублей и пени в сумме 32 591 рубля 33 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 22.01.2018 N 13-15-02/633@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 388, 389 НК РФ, статьями 27, 93 ЗК РФ, статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:22:011224:132 не является объектом налогообложения по земельному налогу.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находится в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.
Суд апелляционной инстанции установил, и это материалам дела не противоречит, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:22:11224:0132, расположенный по адресу: Владимирская область, город Владимир, проспект Строителей, дом 17 является федеральной собственностью и был предоставлен ФАУ МО РФ "ЦСКА" на праве постоянного (бессрочного) пользования (приказ Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30.08.2016 N 1748). Земельный участок имеет вид разрешенного использования "содержание здания спортивного клуба", категория земель - "земли населенных пунктов".
Суд апелляционной инстанции установил, и это материалам дела не противоречит, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 33:22:11224:0132 был расположен объект недвижимости - здание спортивного клуба.
В соответствии с пунктом 41.1 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации организует мероприятия в области физической культуры и спорта в Вооруженных силах.
Согласно пунктам 6, 7 Устава ФАУ МО РФ "ЦСКА" его учредителем является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества. ФАУ МО РФ "ЦСКА" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
В пунктах 21, 22, 23 Устава ФАУ МО РФ "ЦСКА" (в редакции, действовавшей до 2017 года) предусмотрено, что целями деятельности Учреждения являются эффективное развитие физической культуры и спора в Вооруженных силах, осуществление учебно-тренировочного процесса спортсменов, организация мероприятий по подготовке и участию спортсменов в во всероссийских и международных соревнованиях. Основными задачами Учреждения являются подготовка спортсменов, содержание учебно-материальной базы, имущества и инвентаря для обеспечения учебно-тренировочной работы. Основными видами деятельности Учреждения в интересах Вооруженных сил Российской Федерации являются оказание услуг по предоставлению объектов спорта для проведения физической и огневой подготовке, предоставление услуг по специальной подготовке, предоставление услуг по организации и проведению мероприятий в соответствии с планом мероприятий, оказание услуг по предоставлению дополнительного образования в области физической культуры и спорта и другие.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, и это материалам дела не противоречит, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:22:11224:0132 является собственностью Российской Федерации, в проверяемом периоде использовался непосредственно для осуществления указанных в уставе Учреждения видов деятельности по физической (спортивной) подготовки военнослужащих, имеющей значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, в том числе в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, изъятым из оборота, и как следствие не признается объектом налогообложения земельным налогом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции в оспариваемой налогоплательщиком части.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А11-2786/2018 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находится в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.
...
В соответствии с пунктом 41.1 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации организует мероприятия в области физической культуры и спорта в Вооруженных силах."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2019 г. N Ф01-2350/19 по делу N А11-2786/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2350/19
12.02.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10222/18
17.10.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-2786/18
17.04.2018 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-2786/18