Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2019 г. N Ф01-2350/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А11-2786/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (ОГРН 1037714063078, ИНН 7714317863) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2018 по делу N А11-2786/2018,
принятое судьей Рыжковой О.Ю.
по заявлению федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области от 23.11.2017 N 37482.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" - Цепелева Т.А. по доверенности от 28.04.2018 N 75д сроком действия один год;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области - Багратионова Ю.С. по доверенности от 17.01.2018 N 03-07/00388 сроком действия до 01.02.2020, Усманова Р.Р. по доверенности от 17.01.2018 N 03-07/00410 сроком действия до 01.02.2020.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, представленной федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (далее - Учреждение) 14.06.2017, согласно которой сумма земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 33:22:011224:132 составила 0 руб.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 28.09.2017 N 21517 и принято решение от 23.11.2017 N 37482 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 33 949 руб. 30 коп., пункта 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в сумме 42 436 руб. 63 коп.
Данным решением Учреждению доначислен земельный налог в сумме 339 493 руб. и пени в размере 32 591 руб. 33 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 22.01.2018 N 13-15-02/633@ жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 23.11.2017 N 37482, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 339 493 руб. и пени в сумме 32 591 руб. 33 коп. и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 33 949 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 18.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, Учреждение находится в ведомственном подчинении и входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, земельный участок фактически используется для нужд обороны и безопасности. Учреждение выполняет государственное задание на проведение спортивных и физкультурных мероприятий в целях физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение обратило внимание на то, что спорный земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.06.2007 является федеральной собственностью, на нем находится объект недвижимого имущества (здание спортивного клуба), являющийся федеральной собственностью и переданный Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления Учреждению.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что изъятие земельных участков из оборота и освобождение их от налогообложения земельным налогом связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков, категорией земель и разрешенным использованием земельных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.
Следовательно, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находиться в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.
Как следует из материалов дела, Учреждению принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 33:22:011224:132 площадью 17197 кв. м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.10.2016. Указанный земельный участок находится в федеральной собственности в лице Министерства обороны Российской Федерации и передан Учреждению на праве постоянного бессрочного пользования приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30.08.2016 N 1748.
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "содержание здания спортивного клуба", категория земель - "земли населенных пунктов".
Материалами дела подтверждено, что на спорном земельном участке фактически расположено здание спортивного клуба (данное обстоятельство не отрицается налоговым органом), которое используется Учреждением по целевому назначению.
Пунктом 41.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации организует мероприятия в области физической культуры и спорта в Вооруженных Силах.
Согласно пунктам 6, 7 Устава Учреждения его учредителем является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и входит в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктами 21-23 Устава Учреждения (в редакции, действующей до 2017 года) предусмотрено, что целями деятельности Учреждения являются эффективное развитие физической культуры и спора в Вооруженных Силах, осуществление учебно-тренировочного процесса спортсменов, организация мероприятий по подготовке и участию спортсменов в во всероссийских и международных соревнованиях. Основным задачами Учреждения являются подготовка спортсменов, содержание учебно-материальной базы, имущества и инвентаря для обеспечения учебно-тренировочной работы. Основными видами деятельности Учреждения в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации являются оказание услуг по предоставлению объектов спорта для проведения физической и огневой подготовке, предоставление услуг по специальной подготовке, предоставление услуг по организации и проведению мероприятий в соответствии с планом мероприятий, оказание услуг по предоставлению дополнительного образования в области физической культуры и спорта и другие.
При этом Уставом Учреждения не запрещено осуществлять приносящую доход деятельность (включая оказание платных услуг в области физической культуры и спорта), если это служит достижению целей, ради которых оно создано.
В связи с этим ссылка налогового органа на оказание Учреждением на платной основе услуг бассейна, тренажерного зала, сауны, солярия, игрового зала, легкоатлетического манежа, зала аэробики, зала спортивных танцев, теннисных корта не свидетельствует о нецелевом использовании рассматриваемого земельного участка.
Фактическое выполнение Учреждением задач для нужд обороны подтверждается заявками войсковых частей на предоставление спортивных объектов для проведения плановых мероприятий (т.1, л.д.98-100). Достоверность данных документов не опровергнута.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что названный земельный участок принадлежит Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. В 2016 году в находящемся на спорном земельном участке здании спортивного клуба на постоянной основе размещалось Учреждение, созданное для осуществления деятельности в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Здание клуба фактически использовалось Вооруженными Силами Российской Федерации для нужд обороны, в связи с чем в силу положений статей 27, 93 ЗК РФ рассматриваемый земельный участок относится к изъятым из оборота и, как следствие, на основании статьи 389 НК РФ этот земельный участок не признается объектом налогообложения земельным налогом.
Невнесение сведений в государственный кадастр недвижимости о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, не свидетельствует об отсутствии у него такого статуса. Данное обстоятельство не является определяющим признаком наличия объекта налогообложения.
С учетом изложенного доначисление земельного налога за 2016 год в сумме 339 493 руб., пени в сумме 32 591 руб. 33 коп., привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 33 949 руб. 30 коп. произведено Инспекцией незаконно, решение налогового органа от 23.11.2017 N 37482 в данной части подлежит признанию недействительным как несоответствующее подпункту 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ.
В части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ решение Инспекции от 23.11.2017 N 37482 не обжаловалось.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Инспекции в пользу Учреждения.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.10.2018 по делу N А11-2786/2018 отменить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области от 23.11.2017 N 37482 признать недействительным.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области в пользу федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2786/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ АРМИИ" в лице филиала ФАУ МО РФ ЦСК (СКА, г.Смоленск)
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области
Третье лицо: Потапенко Олеся Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2350/19
12.02.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10222/18
17.10.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-2786/18
17.04.2018 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-2786/18