Нижний Новгород |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А79-6084/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от истца: Яргеева С.В. (доверенность от 12.10.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "ЭКО продукт местный"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.11.2018,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-6084/2018
по заявлению сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "ЭКО Продукт местный"
(ИНН: 2112004529; ОГРН: 11620130055306)
о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики,
и установил:
сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий сбытовой кооператив "ЭКО Продукт местный" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением от 01.11.2018 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.02.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кооператив не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что из буквального содержания подпункта "а" пункта 2.7 Правил предоставления субсидий из Республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 N 44 (далее - Правила N 44) следует, что представление иных документов, свидетельствующих о фактическом несении расходов, не предусмотрено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Минсельхоз Чувашии в отзыве возразил против доводов Кооператива, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Минсельхоз Чувашии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в Минсельхоз Чувашии поступили заявки Кооператива от 20.03.2018 на возмещение затрат на закладку сада на площади 3,26 гектара, заложенного в 2016 году; на возмещение затрат на закладку сада на площади 20,79 гектара, заложенного в 2017 году; на возмещение затрат по уходу за многолетними насаждениями яблоневого сада на площади 3,26 гектара за 2017 год на общую сумму 5 050 500 рублей.
По результатам рассмотрения документов главным специалистом-экспертом Минсельхоз Чувашии установлено, что Кооперативу в 2017 году произведена выплата субсидии в размере 1 524 168 рублей 42 копеек (в том числе за счет средств федерального бюджета 1 447 960 рублей и бюджета Чувашской Республики 76 208 рублей 42 копейки) в объеме, принятом к субсидированию по ставкам, определенным Минсельхозом, в пределах фактических затрат текущего финансового года, а также отчетного финансового года на закладку многолетних насаждений (яблоневого сада) на площади 3,26 гектара (закладка 2016 года) и 20,79 гектара (закладка 2017 года) по подтверждающим первичным документам и оплаченным расходам.
В письме от 27.03.2018 N 1 Минсельхоз сообщил Кооперативу, что при осуществлении проверки полноты и правильности составления представленных документов на получение государственной поддержки по эксплуатации первого года интенсивного шпалерно-карликового яблоневого сада на 3,26 гектрара выявлено, что работы, отраженные в акте о приемке работ (форма N КС-2), не соответствуют технологической карте рабочего проекта (таблица N 12). В справке-расчете Кооператива фактические затраты по уходу на 3,26 га указаны в сумму 84 358 рублей, в акте о приемке работ (форма N КС-2) затраты всего указаны на сумму 142 541,64 рубля. Иные затраты не подтверждены первичными учетными документами (на выполнение работ хозяйственным способом).
В связи с тем, что обнаружены неполные и недостоверные сведения в справках-расчетах и документах, указанных в подпункте "а" пункта 2.7 Правил представления субсидий из Республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Кабинетом министром Чувашской Республики 08.02.2017 N 44 (далее - Правила N 44), Минсельхоз Чувашии указал на возврат документов для устранения выявленных недостатков.
Письмо от 27.03.2018 N 1 получено председателем Кооператива Блиновой И.В. лично 27.03.2018.
Кооператив, посчитав, что Минсельхоз Чувашии допустил незаконное бездействие, выразившее в нерассмотрении заявок на закладку и уход за многолетними насаждениями от 20.03.2018, обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным указанного бездействия.
Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Правил N 44, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенных в приложении 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Правила N 717), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Правила N 717 устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ развития агропромышленного комплекса.
Цели и задачи региональных программ должны обеспечивать достижение показателей (индикаторов) проектов и (или) ведомственных целевых программ, входящих в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
Согласно пункту 2.1 Правил N 44 в соответствии с законом о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых на финансирование расходов на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на развитие элитного семеноводства, на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), плодовыми и ягодными питомниками, хмельниками, является Минсельхоз Чувашии.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил N 44 субсидии за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются получателям субсидий, имеющим площади под сельскохозяйственными культурами: площади, засеянные оригинальными, элитными семенами, гибридами первого поколения, посадочным материалом сельскохозяйственных растений, приобретенных у организаций, занимающихся производством семян и (или) их подготовкой к посеву (с полным технологическим циклом их подготовки к посеву в соответствии с принятой технологией по каждой сельскохозяйственной культуре), или у лиц, уполномоченных этими организациями; площади закладки и ухода за многолетними насаждениями.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 2.4 Правил N 44 субсидии предоставляются при следующих условиях: при закладке многолетних насаждений, если осуществлена закладка многолетних насаждений площадью не менее 1 гектара в год; при уходе за многолетними насаждениями, если на начало текущего финансового года имеется не менее 1 гектара площади многолетних насаждений; если имеется проект закладки сада (за исключением хмельников), разработанный в установленном порядке.
При уходе за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), хмельниками субсидии предоставляются до начала их товарного плодоношения. Для хмельников, ягодных кустарниковых насаждений начало периода товарного плодоношения наступает на третий год с момента закладки, для плодовых насаждений - на седьмой год с момента закладки.
В подпункте "а" пункта 2.7 Правил N 44 установлено, что получатели субсидий ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют специалисту Минсельхоза Чувашии в районе: заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам; справку-расчет на получение субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), плодовыми и ягодными питомниками, хмельниками за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики по форме согласно приложению N 4 к настоящим правилам в двух экземплярах с копиями актов выполненных работ по закладке и (или) уходу за многолетними насаждениями, проекта закладки сада (за исключением хмельников) с предъявлением их оригиналов.
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных получателем субсидии, несет получатель субсидии.
В соответствии с пунктом 2.8 Правил N 44 специалист Минсельхоза Чувашии в районе регистрирует заявление в день его поступления; производит выверку копий документов с оригиналами и заверяет их. Один экземпляр справок-расчетов с копиями документов остается у специалиста Минсельхоза Чувашии в районе, второй экземпляр справок-расчетов с отметкой о принятии возвращается получателю субсидии; в течение пяти дней со дня регистрации заявления рассматривает документы, указанные в пункте 2.7 настоящих Правил. В случае представления неполного пакета документов, обнаружения неполных или недостоверных сведений в справках-расчетах и документах, указанных в подпункте "а" пункта 2.7 настоящих Правил, и (или) представления документов, оформленных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики требований, специалист Минсельхоза Чувашии в районе не позднее следующего рабочего дня после дня окончания проверки возвращает их для устранения выявленных недостатков. Получатель субсидии после устранения выявленных недостатков вправе повторно представить документы в соответствии с настоящими Правилами; в случае, если получатели субсидий представили в Минсельхоз Чувашии промежуточную и годовую отчетность, соответствуют требованиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2.3 настоящих Правил (в случае представления документов, предусмотренных абзацами двенадцатым и тринадцатым пункта 2.7 настоящих Правил, а также справки, предусмотренной абзацем пятнадцатым пункта 2.7 настоящих Правил), представленные ими документы соответствуют комплекту документов, указанных в подпункте "а" пункта 2.7 настоящих Правил, специалист Минсельхоза Чувашии в районе не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет сводную справку-реестр по муниципальному району по форме, утвержденной Минсельхозом Чувашии, и представляет ее в Минсельхоз Чувашии вместе с подписанными получателями субсидий соглашениями.
Согласно пункту 2.10 Правил N 44 в случае, если получатель субсидии не соответствует требованиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2.3 настоящих Правил, среднемесячная заработная плата работников получателя субсидии за предыдущий год менее чем полтора минимальных размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года (для получателей субсидий, являющихся работодателями), Минсельхоз Чувашии принимает решение об отказе в предоставлении субсидии. В случае отказа в предоставлении субсидии Минсельхоз Чувашии в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляет получателю субсидии письменное уведомление с указанием основания для отказа.
При принятии решения о предоставлении субсидии в течение пяти дней между Минсельхозом Чувашии и получателем субсидии заключается соглашение.
В пункте 2.3 Правил N 44 предусмотрены случаи, в которых субсидии не предоставляются:
а) не представлена в Минсельхоз Чувашии промежуточная, годовая отчетность о финансово-экономическом состоянии по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
б) на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики, получатель субсидии не соответствует следующим требованиям: у получателя субсидии должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии указанной задолженности получатель субсидии представляет копии платежных документов, подтверждающих оплату данной задолженности до обращения к специалисту Минсельхоза Чувашии по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства в соответствующем муниципальном районе для получения субсидии); у получателя субсидии должны отсутствовать просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед республиканским бюджетом Чувашской Республики; получатель субсидии не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации юридического лица - получателя субсидии в форме присоединения к нему другого юридического лица, а также в форме преобразования), ликвидации, банкротства и не должен иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатель субсидии не должен получать средства из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с иными нормативными правовыми актами на указанные цели.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае Минсельхозом Чувашии не было допущено незаконного бездействия, выразившегося в нерассмотрении документов, повторно представленных Кооперативом 20.03.2018, на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Напротив, в письме от 27.03.2018 N 1 главный специалист-эксперт Минсельхоз Чувашии сообщил Кооперативу, что обнаружены неполные и недостоверные сведения в справках-расчетах и представленных документах, в связи с чем документы были возвращены Кооперативу для устранения выявленных недостатков.
Данные действия должностного лица Минсельхоз Чувашии не противоречат Правилам N 44.
Из материалов дела видно, что Минсельхоз Чувашии выявил, что в справке-расчете Кооператива фактические затраты по уходу за участком площадью 3,26 гектара указаны в сумму 84 358 рублей, в акте о приемке работ (форма N КС-2) затраты всего указаны на сумму 142 541,64 рубля. Работы, отраженные в акте о приемке работ (форма N КС-2), не соответствуют технологической карте рабочего проекта (таблица N 12).
Кроме того, Кооперативу в 2017 году произведена выплата субсидии в размере 1 524 168 рублей 42 копеек (в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 447 960 рублей и бюджета Чувашской Республики - 76 208 рублей 42 копейки) по первоначально представленным справкам-расчетам от 20.12.2017 на закладку многолетних насаждений (яблоневого сада) на площади 3,26 гектара (закладка 2016 года) и 20,79 гектара (закладка 2017 года) по подтверждающим первичным документам и оплаченным расходам.
Вместе с тем Кооператив не представил документы, свидетельствующие о фактическом несении им расходов на закладку сада и по уходу за многолетними насаждениями в оставшейся сумме (приходящейся на стоимостную оценку трудового участия членов Кооператива, при том, что Кооператив работодателем не является (данное обстоятельство не отрицается Кооперативом), а суммы, отраженные в актах выполненных работ, фактически не выплачены Кооперативом исполнителям).
В подпункте "г" пункта 4 Правил N 717 установлено, что средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам: на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива - в сумме, не превышающей 70 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат. При этом часть затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счет средств субъекта Российской Федерации. Срок использования гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива составляет не более 24 месяцев с даты его получения; на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным до 31 декабря 2016 г., и займам, полученным до 31 декабря 2016 года, - в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 6 Положения о возмещении затрат.
Кроме того, в подпункте "а" пункта 6 Правил N 717 установлено, что средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями в текущем финансовом году, а также в отчетном финансовом году в случае непредоставления соответствующей субсидии в отчетном финансовом году на возмещение указанных затрат, понесенных в отчетном финансовом году.
Следовательно, компенсации части затрат подлежат фактические выполненные и профинансированные работы и услуги.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что возврат Кооперативу документов в связи с представлением неполных и недостоверных сведений для устранения выявленных недостатков не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не препятствует повторной подаче документов.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Кооперативу в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Кооператив.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.2019 в части предоставления Кооперативу отсрочки уплаты государственной пошлины следует считать утратившим силу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.11.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А79-6084/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "ЭКО продукт местный" - без удовлетворения.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "ЭКО продукт местный" в доход федерального бюджета 1500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Цели и задачи региональных программ должны обеспечивать достижение показателей (индикаторов) проектов и (или) ведомственных целевых программ, входящих в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
...
Согласно пункту 2.10 Правил N 44 в случае, если получатель субсидии не соответствует требованиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2.3 настоящих Правил, среднемесячная заработная плата работников получателя субсидии за предыдущий год менее чем полтора минимальных размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года (для получателей субсидий, являющихся работодателями), Минсельхоз Чувашии принимает решение об отказе в предоставлении субсидии. В случае отказа в предоставлении субсидии Минсельхоз Чувашии в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляет получателю субсидии письменное уведомление с указанием основания для отказа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июня 2019 г. N Ф01-2119/19 по делу N А79-6084/2018