Нижний Новгород |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А11-8879/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от ответчика: Казбанова М.В., доверенность от 14.11.2017,
Палина А.Н., доверенность от 09.10.2017,
от администрации Владимирской области: Казбанова М.В., доверенность от 05.06.2019,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2018,
принятое судьей Кашликовым И.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2019,
принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Волгиной О.А.,
по делу N А11-8879/2018
по иску открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская
компания" (ИНН: 7604192971, ОГРН: 1107604019181)
к Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства
администрации Владимирской области (ИНН: 3329026368, ОГРН: 1033303406322)
о взыскании 16 780 288 рублей 45 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация Владимирской области,
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации
Владимирской области,
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области,
и установил:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - Общество, АО "СППК") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент транспорта) о взыскании 16 780 288 рублей 45 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области.
Решением суда от 25.10.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 решение Арбитражного суда Владимирской области оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает на то, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено частичное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления регулируемых тарифов на железнодорожном транспорте общего пользования. Владимирская область нарушила право истца на возмещение финансовых потерь от тарифного регулирования перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Департамент транспорта в отзыве на кассационную жалобу и его представители, а также представитель администрации Владимирской области в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области в отзыве на кассационную жалобу указал на законность принятых судебных актов.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество образованно в 2010 году и с 01.01.2011 на основании лицензии от 24.12.2010 серии ППБ N 7605717 осуществляло пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, в том числе на территории Владимирской области.
Приказами Федеральной службы по тарифам России от 06.04.2011 N 119-т и 120-т ОАО "СППК" включено в реестр естественных монополий и в отношении него введено государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок.
Департамент транспорта (организатор) и ОАО "СППК" (перевозчик) заключили договор на организацию транспортного обслуживания населения от 26.12.2014 N 02-ТО/СЕВППК-191 (с учетом дополнительных соглашений), согласно которому перевозчик осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в соответствии с размерами движения пригородных поездов на 2015 год и согласованными объемами работ.
В пункте 1.4 договора стороны согласовали, что организатор обеспечивает предоставление из бюджета Владимирской области субсидий на компенсацию недополученных доходов перевозчика в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня в 2015 году, на основании отдельно заключаемого договора в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области от 18.10.2013 N 1177 "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня".
Действие договора от 26.12.2014 N 02-ТО/СЕВППК-191 с учетом дополнительного соглашения от 17.03.2015 N 1/Д-031 распространялось на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 29.12.2012 N 1536 "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области для ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" установлена стоимость поездки пригородным железнодорожным транспортом на территории Владимирской области в 2015 году в размере 2,37 рубля за пассажиро-километр.
Постановлением администрации Владимирской области от 21.05.2015 N 482 "О внесении изменений в отдельные постановления губернатора и администрации области" тариф для ОАО "СППК" для расчета с населением при поездке пригородным железнодорожным транспортом на территории Владимирской области утвержден в размере 2,61 рубля за пассажиро-километр.
Департамент транспорта (организатор) и ОАО "СППК" (перевозчик) заключили договоры от 28.07.2015 N 03ТР/ЖД-137, от 16.11.2015 N 04-ТР/ЖД-187, от 20.01.2015 N 02-ТР/СППК-012-2016 о предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня, согласно пункту 1.2 которых субсидия предоставляется перевозчику в размере, рассчитанном в соответствии с приложением N 2 к Порядку предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня, утвержденному постановлением губернатора области от 18.10.2013 N 1177, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели.
Срок действия договора от 28.07.2015 N 03ТР/ЖД-137 установлен сторонами с 01.01.2015 по 30.06.2015, размер субсидий по договору составил 20 920 064 рубля 20 копеек; договора от 16.11.2015 N 04-ТР/ЖД-187 - с 01.07.2015 по 31.09.2015, размер субсидий - 14 989 824 рубля 84 копейки; договора от 20.01.2015 N 02-ТР/СППК-012-2016, размер субсидий - 10 033 056 рублей 96 копеек.
Общество указало, что выполнило в 2015 году перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в согласованном объеме по установленным тарифам, что привело к возникновению у него убытков в сумме 16 780 288 рублей 45 копеек в виде выпадающих доходов, и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), постановлением губернатора Владимирской области от 18.10.2013 N 1177 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня", пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности совокупности условий для удовлетворения требования истца о взыскании убытков.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Владимирской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
На основании статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Как следует из пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением губернатора Владимирской области от 18.10.2013 N 1177 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня (далее - Порядок предоставления субсидий) и Департаменту транспорта предписано осуществлять компенсацию недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели, в соответствии с Порядком предоставления субсидий и договорами о предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня, заключенными с организациям железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Владимирской области.
В пункте 4 Порядка предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что определение планового размера субсидии производится в соответствии с методикой расчета, установленной приложением N 1 к Порядку предоставления субсидий.
Предоставление субсидии перевозчику осуществляется ежеквартально, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Департаменту транспорта на цели, предусмотренные пунктом 1 Порядка предоставления субсидий, и в соответствии с договором о предоставлении субсидии, заключенным Департаментом транспорта с перевозчиком (пункт 5 Порядка предоставления субсидий).
Расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с методикой расчета, установленной приложением N 2 к Порядку предоставления субсидий (пункт 7 Порядка предоставления субсидий).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество определило размер убытков как разницу между фактически понесенными расходами ОАО "СППК" от регулярных пассажирских перевозок в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2015 году (89 151 075 рублей 31 копейка), общим размером предоставленных Департаментом транспорта перевозчику субсидий за 2015 год (45 942 946 рублей 60 копеек) и доходами, полученными от реализации проездных документов (26 427 840 рублей 26 копеек.).
Вместе с тем суды правомерно указали на то, что поскольку на федеральном законодательном уровне не установлен расчетный метод определения убытков транспортных организаций от перевозки граждан, расчет убытков истца подлежит определению с учетом Порядка предоставления субсидий. Представленный Обществом расчет суммы убытков противоречит методике расчета, предусмотренной Порядком предоставления субсидий.
Департаментом транспорта в соответствии с приложением N 1 Порядка предоставления субсидий определен плановый размер субсидий для Общества в размере 54,518 миллиона рублей. В соответствии с ежеквартальными отчетами по договорам о предоставлении субсидии истцу выплачено 45 942 946 рублей 60 копеек. Администрация Владимирской области обязательства по предоставлению субсидий выполнила в полном объеме.
Также в целях компенсации перевозчику недополученных доходов за 2015 год при установлении цен и тарифов на 2018 год Департаментом цен и тарифов принято решение об учете в составе тарифов на 2018 - 2021 годы выпадающих доходов АО "СППК" в размере 12,953 миллиона рублей.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что Обществом не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения Департамента транспорта к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, в том числе размера убытков. В удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы и не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу N А11-8879/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
...
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2019 г. N Ф01-2323/19 по делу N А11-8879/2018