Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2019 г. N Ф01-2323/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А11-8879/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Волгина О.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2018 по делу N А11-8879/2018, принятое судьей Кашликовым И.В., по иску открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1107604019181, ИНН 7604192971) к Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области (ОГРН 1033303406322, ИНН 3329026368) при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Владимирской области, Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области о взыскании 16 780 288 руб. 45 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Палин А.И. по доверенности от 09.10.2017 (сроком на три года), Казбанов М.В. по доверенности от 14.11.2017 (сроком на три года);
от третьих лиц:
от Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области - Андреев Р.М. по доверенности от 27.09.2017 (сроком на три года);
от ОАО "РЖД"- Шарыгин А.А. по доверенности от 30.10.2018 (сроком до 17.12.2020);
от Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области - не явился, извещен
установил:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СППК", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент транспорта, ответчик) о взыскании 16 780 288 руб. 45 коп. убытков.
Решением от 25.10.2018 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением открытое АО "СППК" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права, и несоответствием выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель указал, что Владимирской областью не исполнены требования закона (п.3 ст.8 ФЗ РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239) о возмещении в полном объеме потерь в доходах компании, возникших в результате установления тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
Апеллянт отметил, что провозная плата в размере 2,37 руб. за 1 пасс.км., в последствии 2,61 руб. за пасс.км., установленная губернатором Владимирской области, не покрывала себестоимость проезда и обусловлено решением обеспечить с учетом уровня платежеспособности населения доступность услуг перевозчика. Суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено частичное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате установления преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что вопрос о возмещении потерь в доходах АО "СППК" в связи с осуществлением тарифного регулирования пассажирских перевозок в пригородном сообщении по территории Владимирской области за 2015 год урегулирован, в связи с чем просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель от Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель от ОАО "РЖД" поддержал позицию, изложенную в отзыве, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Представитель от Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, направил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в связи с реформой ОАО "РЖД" в 2010 году создано Общество, которое с 01.01.2011 на основании полученной 24.12.2010 лицензии серии ППБ N 7605717 стало осуществлять пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, в том числе на территории Владимирской области.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Общество является субъектом естественной монополии в рамках осуществляемой им деятельности по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Владимирской области. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.04.2011 N119-т Общество включено в реестр естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.04.2011 N120-т в отношении Общества введено государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок.
В целях организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортном в пригородном сообщении на территории Владимирской области на 2015 год Общество (перевозчик) и Департамент транспорта (организатор) заключили договор на организацию транспортного обслуживания населения от 26.12.2014 N 02-ТО/СЕВППК-191, действие которого распространено на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2015 по 30.06.2015. Дополнительным соглашением N 1/Д-031 от 17.03.2015 срок действия договора продлен до 31.12.2015.
Согласно положениям договора N 02-ТО/СЕВППК-191 (с учетом дополнительных соглашений N 1/Д-031 от 17.03.2015, N 2/Д-091 от 15.06.2015, N 3/д-099 от 10.07.2015, N 4 от 09.10.2015, N 5/Д-210 от 28.12.2015) перевозчик (АО "СППК") осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в соответствии с размерами движения пригородных поездов на 2015 год и согласованными объемами работ.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что организатор (Департамент транспорта) обеспечивает предоставление из бюджета Владимирской области субсидий на компенсацию недополученных доходов Перевозчика в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня в 2015 году, на основании отдельно заключаемого договора в порядке, утверждённом постановлением Губернатора Владимирской области от 18.10.2013 N 1177 "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня".
Транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области осуществлялось перевозчиком по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Владимирской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 29.12.2012 N 1536 "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области для ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" стоимость 1 пасс.км. при поездке пригородным железнодорожным транспортом на территории Владимирской области в 2015 году составляла 2,37 рубля.
На основании постановления Администрации Владимирской области от 21.05.2015 N 482 "О внесении изменений в отдельные постановления губернатора и администрации области" тариф для ОАО "СППК" для расчета с населением при поездке пригородным железнодорожным транспортом на территории Владимирской области утвержден на уровне до 2,61 руб. пасс.-км.
Арбитражным судом установлено, что 28.07.2015 между истцом и ответчиком был заключен договор N 03ТР/ЖД-137 "О предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня". Действие договора распространялось с 01.01.2015 по 30.06.2015.
В соответствии с пунктом 1.2 договора N 03ТР/ЖД-137 субсидия предоставляется перевозчику (АО "СППК") в размере, рассчитанном в соответствии с приложением N 2 к Порядку предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня, утвержденному постановлением губернатора области от 18.10.2013 N 1177, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего договора. Размер субсидий по договору составил 20 920 064 руб. 20 рубля.
Также из материалов дела усматривается, что 16.11.2015 между сторонами заключен договор N 04-ТР/ЖД-187 "О предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня". Действие договора распространялось с 01.07.2015 по 31.09.2015. Размер субсидий по договору составил 14 989 824 руб. 84 коп.
20.01.2015 между сторонами заключен договор N 02-ТР/СППК-012-2016 "О предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня". Действие договора распространялось с 01.10.2015 по 31.12.2015. Размер субсидий по договору составил 10 033 056 руб. 96 коп.
Общий размер субсидий составил 45 942 946 руб. 60 коп., общая сумма доходов, полученных от реализации проездных документов составила 26 427 840 руб. 26 коп.
Фактические расходы Общества от регулярных пассажирских перевозок в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2015 году составили 89 151 075 руб. 31 коп.
Истец, выполнив в 2015 году перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в согласованном объеме, по установленным тарифам, посчитав, что указанная хозяйственная деятельность привела к возникновению у него убытков в сумме 16 780 288 руб. 45 коп. в виде выпадающих доходов, обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 статьи 15 Кодекса установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не со- ответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В силу статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из материалов дела усматривается, что главным распорядителем средств областного бюджета по рассматриваемым правоотношениям в данном случае является Департамент транспорта.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы должны устанавливаться на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающих безубыточность деятельности перевозчиков. Потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти соответствующего публично-правового образования.
Постановлением губернатора Владимирской области от 18.10.2013 N 1177 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня" (указанное постановление действовало в спорный период) утвержден Порядок предоставления субсидии N 1177, а также предписано Департаменту транспорта осуществлять компенсацию недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели, в соответствии с Порядком N 1177 и договорами о предоставлении субсидий из бюджета Владимирской области на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня, заключенными с организациям железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Владимирской области.
В пункте 1 Порядка N1177 закреплено, что его положения устанавливают условия и порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях компенсации им недополученных доходов в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N1177 определение планового размера субсидии производится в соответствии с методикой расчета, установленной приложением N1 к данному Порядку, которая учитывает как экономически обоснованные затраты перевозчика, так и действующий тариф.
Согласно пункту 5 Порядка N1177 предоставление субсидий перевозчику осуществляется ежеквартально, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Департаменту на цели, предусмотренные в пункте 1 Порядка, и в соответствии с договором о предоставлении субсидии, заключенным Департаментом с перевозчиком.
Расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с методикой расчета, установленной приложением N2 к Порядку N1177 (пункт 7 Порядка N1177).
Суд верно указал на необходимость применения положений Порядка N1177 в спорный период ввиду отсутствия доказательств обжалования Обществом данного нормативного правового акта в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, расчёт убытков произведен истцом как разница между фактически понесенными расходами Общества в 2015 году (89 151 075 руб. 31 коп.), компенсацией убытков (субсидии) со стороны ответчика (45 942 946 руб. 60 коп.) и доходов, полученных от реализации проездных документов (26 427 840 руб. 26 коп.).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный расчет убытков как противоречащий положениям методики расчета, установленной в Порядке N1177, так и части 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Расчет суммы убытков должен осуществляться с учетом Порядка N 1177, поскольку на федеральном законодательном уровне не установлен расчетный метод определения убытков транспортных организаций от перевозки граждан.
Судом первой инстанции учтено, что ответчиком был рассчитан плановый размере субсидии для истца в соответствии с приложением N1 Порядка N 1177 в размере 54,518 млн. руб. В соответствии с ежеквартальными отчётами по договорам о предоставлении субсидии от 28.07.2015 N 03-ТР (20 920 064 руб. 80 коп.), от 16.11.2015 N 04-ТР/ЖД-187 (14 989 824 руб. 84 коп) и от 20.01.2016 N 02-ТР/СППК-012-2016 (10 033 056 руб. 96 коп.) истцу выплачено 45 942 946 руб. 60 коп. Обязательства по предоставлению субсидии Обществу администрация Владимирской области выполнила в полном объеме.
Кроме того, в целях компенсации перевозчику недополученных доходов за 2015 год при установлении цен и тарифов на 2018 год Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области принято решение об учёте в составе тарифов на 2018-2021 годы выпадающих доходов АО "СППК" в размере 12,953 млн. руб.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, в том числе их размера, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований и апелляционной жалобы не имеется.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, толкованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Всем обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2018 по делу N А11-8879/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8879/2018
Истец: АО "СЕВЕРНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, ОАО "РЖД" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"